Уникальность уникальных — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Уникальность уникальных

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды один священник спросил меня, как возможно служить Божественную литургию, произносить ектении, возгласы, читать, не теряя смысла, тайные священнические молитвы на Литургии, и как это возможно соединить с непрестанной Иисусовой молитвой? И он сказал такую фразу: «Невозможно же иметь одновременно две мысли в уме».

Действительно, невозможно иметь одновременно две мысли, если мы не понимаем природу души. Наша душа так создана Богом, что вот здесь (показывает на голову) живет рассудок, а ум живет вот здесь (показывает на сердце). И вот здесь (показывает на голову) мы рассуждаем, а вот здесь (показывает на сердце) даем окончательную оценку. Рассудок здесь, а ум здесь (показывает поочередно на голову и на сердце). Рассудок подходит к предмету изучения и анализирует его, рассматривает с разных сторон, изучает. Но окончательную оценку дает сердце.

Вы, наверное, согласитесь: бывает так, что рассудок всё разложил по полочкам и все вроде бы правильно, а сердце не лежит. Сердце смотрит куда-то в очень тонкие состояния, очень глубоко. Туда, куда не может проникнуть рассудок. И рассудок в свойственных ему возможностях вроде бы всё оценил, всё взвесил и одобрил, а сердце говорит «нет». Потому что сердце живет более тонкой природой, которая недоступна рассудку.

Так вот, если мы не будем понимать, что наша душа, – вот здесь рассудок, а ум вот здесь (опять показывает на голову и на сердце)… Почему мы не понимаем? Потому что в сущности умная часть души у нас очень сильно повреждена, и она почти не живет. Мы живем рассудком, очень сильно ему доверяем, очень сильно на него опираемся, но постоянно делаем ошибки. Почему-то он не избавляет нас от ошибок. Мы так сильно ему доверяем, так сильно употребляем его, напрягаем, опираемся на эту часть души рассудочную. Казалось бы, всё правильно, всё взвесили, всё разложили по полочкам, и опять один и тот же отрицательный результат. Потому что суть вещей видит не рассудок, а ум. Но ума, к сожалению, у нас нет. У нас есть рассудок. У нас есть способность рассуждать, а ум – это от Бога, это голос Божий, который нам говорит о сути вещей. Рассудок ходит по вершкам, а ум смотрит в саму суть, в саму глубь.

И чтобы, совершая Божественную литургию, священник произносил ектении, читал тайные молитвы внимательно, не упускал ничего, и чтобы он сумел соединить это с Иисусовой молитвой, – у него должен быть задействован ум, который в сердце. В рассудке не можем иметь две мысли, только одна. Одна другой будет мешать. А оказывается, рассудком мы можем служить внешнюю Литургию, а умом, который в сердце, непрестанно, непрестанно говорить Иисусе, Иисусе, Сладчайший Иисусе.

Для тех людей, которые живут только рассудочной частью души, это какая-то тема совсем непонятная. Но если вдруг ожил ум, который в сердце, реанимировался через правильную духовную жизнь, через питание Иисусовой молитвой, Именем Божиим, вдруг ожил ум, который в сердце, оказывается, ты можешь не то что служить Божественную литургию, произносить возгласы, и параллельно другой частью души жить Иисусову молитву. Но ты можешь быть даже бухгалтером, рассудок будет считать, а сердце будет говорить: Иисусе, Иисусе, Иисусе, Иисусе.

Я не говорю, что это легко, что это вот так можно (щелкает пальцами)… Святые отцы посвящали этому всю свою жизнь, чтобы реанимировать свое сердце не как орган чувств и эмоций, а как центр нашего ума, центр нашего «я». Только там (показывает на сердце) возможно понимать суть вещей. Здесь (показывает на голову) мы можем ходить вокруг да около, приближаясь, приближаясь к центру. Но окончательная оценка вот здесь живет (показывает на сердце), потому что здесь живет Бог.

Почему я сегодня говорю такую странную проповедь? Потому что сегодня мы вспоминаем вместе с матушкой Ксенией, юродивой нашей, уникальный подвиг юродства Христа ради. Мало кто понимает его суть. Если мы подходим к сути этого подвига через рассудок, то и получаем через рассудок. Мы никак не можем войти в суть их подвига: что же с ними происходило, чем же они жили, какими силами души, какими тонкими состояниями они жили. Они уходили из рассудка в ум, который в сердце, и предпочитали сердце голове. В голове живут сомнения. А Бог живет в сердце.

Так вот, каким-то чудным образом через откровение вдруг они приходят к сути вещей и видят, в какой стороне находится Бог, и разворачиваются кардинально в обратную сторону. Рассудок постоянно живет вперед, туда во вне, он все время движется вперед. И вдруг человек, понимающий, где находится Бог, разворачивается в обратную сторону и идет внутрь себя. Вот сюда (показывает на сердце), туда, где ум, где возможна встреча со Христом. И представляете, миллионы людей идут в одну сторону, и вдруг один разворачивается наперекор толпе и идет в другую сторону. Сталкивается со встречными, мешает им, раздражает их, сердит их, сердит иногда до ненависти. Они не просто вдруг раздражаются на него, пихают, толкают, пинают, обзывают. Но он все это терпит, потому что понимает, куда идет. Он идет наперекор толпе, да, но он понял, куда идет. Он идет в сторону Христа, внутрь себя, там, где по Евангельскому слову, есть Царствие Божие. Как Господь говорит в Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть» – вот туда и направляется. А все идут в другую сторону.

Конечно, какое отношение к этому человеку будет? Безумец, сумасшедший. Он очень сильно всем мешает. И вот эту ненависть толпы невозможно было бы вынести, если у тебя не было бы в руках жемчужины. Ты знаешь, что ты несешь её, она греет тебя, ты знаешь этот дар, у тебя есть маленькое сокровище, и все твое внимание направлено именно туда. Ни к оскорблениям, ни к недопониманию, ни к агрессии – ты весь направлен туда. Тебя толкают, ты падаешь, сбиваешь колени, встаешь и все равно идешь, у тебя есть свое сокровище. Христос и есть Царствие Божие. Христос и есть Сокровище.

Сколько на земле умных людей в формате рассудка? О-ой, сколько умных! А сколько результата? Никакого. Всё только в минус и в минус. Слова умные, глаза серьёзные. Все глупости на земле делаются с умным выражением лица. Но всё это глупости. И вдруг эти безумцы идут наперекор толпе и обличают глупость мира сего. Обличают не из пренебрежения, не из ненависти, они просто обличают сутью своей жизни. Они не хотят никому ничего доказать. Они не перекрикивают никого, не доказывают. Они просто идут в ту сторону, которая правильная, и этим обличают мир сей. А этот мир часто не терпит обличения. Этот мир очень сильно сердится, когда его обличают, и очень сильно мстит. И кажется иногда, что они проигрывают. Но нужно смотреть на конечную точку, там они выиграют, там они победят. Потому что там Христос победит. А мудрость века сего будет посрамлена. Они не безумствуют, они бегут от рассудка в сторону сердца.

Господи, помилуй.

Протоиерей Сергий Баранов

6 февраля 2024 г.

МЕНЮ