Сын по духу — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Сын по духу

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении было повествование о том, как хозяин насадил виноград, оградил его забором и отдал делателям, чтобы они трудились в этом винограднике. А потом, когда пришло время собирания плодов, он решил получить свою часть. Но с этими делателями вдруг начали происходить странные вещи. Они вдруг стали вести себя не как наемники в этом винограднике, а как хозяева. И когда хозяин посылает взять свою часть винограда, они не только не отдают эту часть, но еще бьют посланных, оскорбляют и отправляют ни с чем. Потом хозяин виноградника посылает сына своего и говорит: «Может быть, им стыдно станет», по-славянски «усрамятся» сына моего». Но с этими делателями происходит какое-то безумие, они даже сына убивают с такой мотивацией, что вот сейчас наследника убьем и виноградник будет наш.

Эту притчу Господь говорит в Иерусалиме две тысячи лет назад, обличая израильский народ, которым Господь Бог дал виноградник всего лишь для возделывания и чтобы они потом поделились со всем миром этой Тайной Единобожия. Чтобы они поделились со всем миром знанием Единого Бога. Но ветхозаветный Израиль вдруг принимает свою богоизбранность не как ответственность перед всем миром, а как честь. И эта честь делает их безумными. Ничто так не сводит человека с ума, как гордость, как ощущение своей избранности, своей чрезвычайности: «Я избран, я отличаюсь от других народов, я уникален». Они сходят с ума, помрачается их ум, потому что от них отходит Святой Дух. Святой Дух не может пребывать там, где гордость. Святой Дух наполняет только то пространство, где смирение. От них отходит Святой Дух, и они сходят с ума, потому что Святой Дух и есть разум. Не способность мыслить, мыслим мы все, но глупости продолжаем делать. То есть разумный человек – это не тот, кто мыслит, а тот, кто понимает истину. Эти люди мыслят, но теряют разум, сходят с ума.

И на смену им приходит новый Израиль, это христиане. Но христиане очень часто впадают в ту же ошибку, что и ветхозаветный израильский народ. Они думают, что просто через Таинство Крещения они сразу усыновляются Богу. По фамилии. Но нельзя быть чадом по фамилии. Чадом можно быть по духу. Часто бывает в жизни, что фамилия одна, а люди совершенно разные. Люди спрашивают: «Неужели это Ваш сын? Он совершенно другого духа, он на Вас не похож. Мы даже не верим, что это Ваше чадо». Наследником домов, имений можно стать по фамилии, юридически доказать свою принадлежность к этому роду и получить часть имения. Но получить дух отца и матери, войти в дух этой фамилии нельзя юридически. Нельзя вот так просто, доказав свое родство. Родство доказывается только духом.

Чадо часто даже интуитивно копирует манеры своих родителей, иногда даже походку. Я наблюдал в жизни случай, когда мальчик рос без отца, отец оставил семью еще в детстве. А у него были какие-то манеры отцовские, где-то интуитивно. Но это ладно – какие-то внешние вещи. Но если ты не перенял дух – ты не чадо, ты всего лишь юридический наследник. Часто христиане думают, что просто по факту своего крещения они усыновляются, входят в виноградник – в Церковь Христову и имеют здесь часть своего наследства. И это так их раздувает в самомнении, что, когда приходят внешние люди в Церковь, они ведут с ними себя очень надменно.

Это в первую очередь касается, конечно, нас, священнослужителей. Иногда гордость, величие нашего сана кружат голову и нам кажется, что мы являемся хранителями благодати: «Вот этому дадим, этому не дадим. Этот достоин, ему немножко уделим. А этот недостоин». И если бы человек ощущал себя всего лишь наемником, то был бы очень осторожен в своих мнениях, суждениях, своих действиях: «Да кто я такой? Господь смотрит на сердце, а я всего лишь смотрю на его внешность». Но внешность любого человека обманчива, в том числе и моя. Порой выходит священнослужитель на амвон в красивом облачении и чуть ли не святым себе кажется. А внутри-то гниль. Там не дух, а душок.

Христиане должны быть ответственны за свое христианство. Не горды своим христианством, а ответственны. Мы постоянно должны носить мысль о том, что можем оскорбить христианство и нашего Христа. Потому что по нам судят о христианстве и о Христе. И часто судят очень печально, говорят: «Эти христиане говорят красиво, а живут плохо».

Как-то прочитал я книгу о миссионере на Алтае. До революции один иеромонах миссионерствовал на Алтае. А это буддийский край. Он был очень красноречив, очень образован, пылкий очень, дерзновенный. И вот однажды он решил рассказать о Христе буддийским ламам. Они вежливо собрались и слушали его проповедь не перебивая. Он говорил около получаса очень пылко, дерзновенно, смотрел на них и чувствовал, что от слова к слову возжигает их сердца. Когда же его пламенная проповедь закончилась, один почтенный лама говорит: «Уважаемый миссионер, мы очень трепетно слушали Вашу проповедь о Христе. Это действительно Божественная религия, это очень убедительно, Ваша вера очень убедительна. Но когда мы смотрим на христиан, которые приехали на Алтай, чтобы здесь вести свое хозяйство, когда мы смотрим на их жизнь, наша вера и наше трепетное отношение к христианству рушится. Пока не было христиан, мы не закрывали дома, у нас не было убийств, у нас не было краж, у нас много чего не было, наш народ жил благочестиво. А когда вы приехали, у нас все это появилось. И поэтому то, что вы сказали, очень, очень ложится на наше сердце, но то, как вы живете, всё рушит, всё в корень рушит».

Знаете, что самое страшное? Вот я – священник почти 30 лет и очень хорошо понимаю, что для народа не страшны грехи священника. Потому что народ понимает: он такой же человек, как и все, из той же плоти и крови, у него есть свои слабости, особенности характера, какая-то наследственность. И народ очень легко простит недостатки, недоразумения священника. Но народу очень тяжело нести лицемерие священника. Если он, имея такие же грехи, говорит о высоком, а сам поступает плохо. Вот это тяжело.

Мне часто говорят люди внешние, нецерковные: «Да мы можем понять, что священник может быть и пьяницей, и сребролюбцем. Мы только не можем понять: почему с этим ничего не делают, почему это у вас стало нормой? Или хотя бы почему вы об этом не плачете?». Каждый христианин должен нести свое христианство не как честь, идя с гордо поднятой головой: «Вот он я – христианин». Каждый христианин должен с опущенной головой идти и ощущать, что каждый встречный может о нем сказать: «Вот он идет из церкви, а это нехороший человек». О каждом из нас это можно сказать.
Сыном становятся только по духу. Не обманывайте сами себя, что если покрестились, то вы уже в Царстве Небесном автоматически. Крещеный – отпеваем, некрещеный – не отпеваем. Очень просто. А Господь в Евангелии говорит: «Некоторые удивятся Моим словам, когда Я скажу на Страшном Суде: идите от Мене, проклятые, в огнь вечный. И тогда они закричат: не Твоим ли Именем мы проповедовали, не Твоим ли именем мы бесов изгоняли?» Он говорит: «А Я им скажу: «Идите, Я не знаю вас».

Христианство – это большая ответственность. Нас впустили в виноградник – в Церковь Христову, пустили авансом, через крещение мы всего лишь только вошли. А чтобы стать наследниками, надо очень много трудиться.

Я вот недавно приехал из Крыма, ехал на машине и смотрю – бесконечные до горизонта виноградники стоят. И у меня сразу рождается мысль: а ведь каждый куст нужно обрезать, подвязать, окучить, вспахать… А этих кустов – до горизонта. Это ж какой труд. Какой труд! А потом мы стоим в магазине и говорим: «Виноградное вино что-то дороговато». А если подумать, каких трудов оно стоило!? Когда представишь труд виноградаря, поймешь, что пот и кровь – в каждой бутылке вина или виноградного сока.

Так же и труд в духовном винограднике в Церкви Христовой. Это пот и кровь. Не будешь трудиться – всё засохнет. Возвращаясь к началу своей проповеди, хочу сказать, что сыном нужно стать, сыном по Духу. Чтобы люди не удивлялись: «Неужели это Ваш сын? Да он чужой человек, он вообще на Вас не похож. Да, паспорт вроде бы, фамилия одна, но вообще другой человек». Сыном нужно стать, и это большой труд.

И еще. Нужно быть очень скромными перед внешними людьми, которые на нас смотрят, которые только первый раз в храм входят. Встречайте их очень скромно, застенчиво, смиренно, даже с некоторым стыдом. Потому что они заходят с незамыленным, свежим взглядом. Мы тут друг к другу присмотрелись и вроде привыкли. А они зашли со свежим взглядом и сразу примечают: вот лицемер стоит, вот, вот, вот… Ой, да они тут все такие и священник такой же. Грешником быть не так страшно, лицемером быть страшно.

Господи, избави нас. Дай нам искренности, смирения.

Богу Нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Протоиерей Сергий Баранов

3 сентября 2023 г.

МЕНЮ