Святость по благодати — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Святость по благодати

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мне очень приятно, что сегодня волею судьбы я служу в вашем храме, который посвящен всем святым. И еще в сегодняшний день мы почитаем такого удивительного святого как Игнатий Богоносец.

Сама приставка к его имени меня вдохновляет сказать несколько слов о природе уникального явления – святости, о том, что такое святость. Если мы будем неправильно понимать суть этого явления, то совершим очень большую и страшную духовную ошибку. Ошибку, которую совершили наши праотцы Адам и Ева в раю.

Когда змей искушал их и предлагал съесть от запретного плода, Адам с детской наивностью сказал: «Нам запрещено кушать от этого плода, ибо мы смертью умрем». И сатана говорит им по-человечьи: «Не умрете, но станете как боги». По большому счету это, наверное, было главным искушением: стать богом без Бога. Господь говорит: «Не делайте, Я прошу вас», – и обращается к ним, как к детям, очень ласково, по-доброму: «Я прошу вас, не ешьте». Но с этим искушением Адам с Евой не справились. Они захотели стать святыми или богами вне Бога.

Потом эту же ошибку совершали строители Вавилонский башни, и опять тот же у них был плачевный результат – отрицательный. Внутренняя тяга к движению вверх, туда – в небеса – провоцировала их деятельность. Они лепили эту башню, лепили кирпичи, складывали их и старались двигаться вверх. Но результат был опять отрицательный, плачевный, негативный. Всё рухнуло, все их труды, вся их аскеза.

Нам нужно понять главный смысл святости. Святость – это свойство Бога. Это не свойство человека. А прикосновение к святости человеку возможно только через соединение с Богом. Это в святоотеческом богословии называется обожением. Человек не свят в своей собственной святости, человек становится святым через прикосновение к святости Бога.

На Божественной литургии сейчас вы слышали такие слова: «Святая святым». Эти слова о каждом из нас. В чем смысл этих слов? Не в том смысле, что мы пришли святые, и нам сейчас дадут святыню. Наша причастность к святости может состояться через Таинство Крещения. Мы входим в Церковь – что есть Тело Христово. Мы входим внутрь Тела Христова, входим в пространство святости, но мы еще не святы своей святостью, мы всего лишь вошли в пространство Тела Христова, которое свято. Нам стало позволительно подходить к святыне, входить в таинство Церкви, и через это мы можем слышать «святая святых».

Сейчас вы будете причащаться и примете внутрь себя непосредственно Тело и Кровь Христову. У вас внутри будет Христос. И в некоторой степени о вас можно будет сказать, что вы святы. Но не своей святостью, а той святостью, которая лежит у вас внутри после причастия. Уникальное явление. Никто не свят как только Один Бог, – Господь говорит в Евангелии. И каждый человек может быть свят по соприкосновению, сопричастности Божеству.

Святость – это природа Божества, это не наша природа. И в то же время сейчас может возникнуть недоумение: и что, тогда от нас никаких трудов не надо? Ходи, причащайся, прикасайся к таинствам церкви, будь членом церкви, и ты уже свят? И про тебя на Литургии возглашают «святая святым». Знаете, на что это похоже, когда святость Бога по своей милости, через таинственное Тело церкви входит в каждого из нас? Я бы сравнил с таким печальным явлением, как светлость Бога, святость Бога, чистоту Бога опустить в грязную темницу. Неубранную, вонючую, скверную. И Он по своей милости сходит туда. Он не оскверняется, но эта темница остается скверной. Если взять драгоценную жемчужину и бросить ее в грязь, потом ты на руке будешь держать кусок грязи, но там внутри жемчужина не изменится, она какая была, такой и будет оставаться.

Так вот, к этой святости, которая всего лишь по милости Божией через Таинство Крещения делает нас святыми, которые могут подойти к таинствам, к Таинству Причастия, нужно прибавить еще свои личные труды, свою личную искренность. Это как отреставрировать старую темную грязную икону, под которой, может быть, уже даже и не видно изображения, но икона остается иконой. И грязь на иконе остается грязью. Так и наша аскеза, наша духовная жизнь – это как реставрация старой иконы, с которой нужно снять слой за слоем копоть, темноту, грязь. Это нужно для того, чтобы та святость, которая лежит под этим слоем, вышла наружу и засветилась.

Уникальное явление – святость, если человек понимает суть его. Так хорошо, что именно сегодня день Игнатия Богоносца. Его святость была в том, что он носил Бога внутри себя, о чем говорит приставка «бого-носец». И святился не своим светом, а светом Божества, в его сердце находился Бог. Поэтому его называли Богоносцем. Но сколько бы мы ни употребляли аскезу, подвиг, упорство, стабильность – никто из нас не может стать святым своими собственными силами, усердием, техниками какими-либо, упражнениями. Святым человека делает Бог. Смотрите, как звучит молитва Царю Небесный: прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны. Это очень точные слова. Не я себя очищаю подвигом молитвы, поста, аскезы, бдения. Ты меня очищаешь. А все мои подвиги – это всего лишь показатель моей искренности и моего большого желания, чтобы Ты пришел и вселился в ны, и очистил от всякия скверны.

Сейчас вы будете подходить к Причастию как святые отчасти. Но святость – не достоинство, не честь, святость – это большая ответственность. Наша святость всего лишь в том, что Господь принял нас в Свое Тело, что есть Церковь Христова, мы стали частичками этого тела. И по сопричастности к этому телу святые подходят в святыне. Но это большая ответственность, чтобы не опустить Тело и Кровь Христову в грязную, вонючую, смрадную темницу. Он по Своему смирению сойдет и будет находиться там. Но мы должны чувствовать постоянно оскорбление Его святости и что-то с собой делать. Немножко-немножко реставрировать свой образ.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов

Храм Всех святых на Кулишках. Москва.
11 февраля 2024 г.

МЕНЮ