Слово в праздник Рождества Христова — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Слово в праздник Рождества Христова

В нашей жизни, в наших человеческих буднях, бывает, остается так мало святого, чего-то возвышенного такого, вдохновенного. Как-то всё очень приземлено, всё обыденно, обычно. А душа скучает по чему-то.., вот, по святым моментам. Потому что, как Достоевский сказал, душа от природы своей христианка. Она нуждается вот в этих переживаниях. Ей хочется иногда чуть-чуть подпрыгнуть над обыденностью простой, чего-то более возвышенного. Мы это пробуем в каких-то земных вещах: кто-то увлекается искусством, поэзией, кто-то в философию с головой окунается. Но душе нужен Бог. Душе нужны не просто какие-то возвышенные мысли. Мысли – это всего лишь мысли. А душе нужна Личность.

Нет такого народа на земле, вот, взять самый отдаленный остров с дикими людьми, в каждом народе где-то в интуиции чувство Бога вложено. Это не вытравить. Чувство Бога и жажда Бога в каждом народе есть. Но не в каждом народе есть знание Бога, знание Бога, как Личности. Может быть очень много разговоров о Боге, рассуждений, книг мудрых, толстых – и всё о Боге. Но иногда человек подходит к такой точке, когда он говорит: «Всё, я пресытился. Я пресытился информацией о Боге, покажите мне Его Самого».

Во многих народах есть понятие о Едином Боге, Творце. Это народы Библии: иудейские, мусульманские, христианские. Но часто люди знают, что есть Он, но где-то так далеко. Так далеко!..

Однажды, когда я посетил Иерусалиме, у меня был гид-иудей. Поскольку я священник, а он иудей, такой, можно сказать, правоверный, у нас, конечно, были духовные разговоры. И вот он мне говорит: «Знаете, а мы Бога воспринимаем так: Бог – Он везде». Я говорю: «Ну, да, везде, а вроде бы, как и нигде». Вот это «везде» настолько размывает Бога, что Он никак не может стать Богом – Личностью. Личностью, Которой можно посмотреть в глаза, Которой можно задать вопрос и получить ответ.
Часто людей, ищущих Бога в жизни и употребляющих большую часть жизни на поиски Бога, перестает удовлетворять информация о Боге. Они начинают скучать по Нему Самому. Вот в Ветхом Завете Бог большей частью был Тем Богом, Который где-то очень-очень далеко. И человек скучал по Богу, Которого он мог воспринимать как Друга, как Отца, как Личность. И Бог в ответ на скучание, на поиски отношений, вдруг смиряется и идет навстречу человеку так близко, что входит в человеческую плоть. Эта встреча происходит не где-то там, вверху, а вот-вот прямо внутри. Бог становится не Богом «перед», а Богом «в», внутри.

Ветхозаветные праведники знали такое понятие, как хождение пред Богом. Такие есть слова: «Авраам был праведен и ходил пред Богом, Исаак был праведен, ходил пред Богом». И вот это хождение пред Богом, ощущение, что Он смотрит на тебя, это позволяло им быть праведными, потому что ты находишься пред очами Бога, и это заставляет тебя как-то регламентировать твое поведение. А в Новом Завете это кардинально изменилось. Бог перестал быть Богом «перед» и вошел внутрь человека, внутрь человеческой плоти.

Есть такое святоотеческое понятие «обожение», соединение двух природ – Божественной и человеческой – в одну. И первое чудо было в Самом Теле Христа. Как учит церковь, Он был Совершенный Бог и Совершенный Человек. Он хотел, чтобы это возможно было каждому из нас. И это происходило в святых, которые являются не просто великими праведниками и великими мудрецами. Каждый человек имеет свои границы. А святые – это люди, соединившиеся с Богом. Бог становится Богом «внутри» и светит. Это не святой сам собой светит, нимбы рисует, это благодать Божия через него проявляется.

Вот настолько Бог близко сошел, и это произошло именно в Рождественскую ночь: первое чудо соединения плоти и Божества в маленьком Младенчике, Который лежал в яслях. А вслед за Ним такую возможность получили все желающие. Но необходимо не просто желать, а ещё и очень большое усилие приложить. Главное – каждому стало возможно повторить чудо обожения – когда Бог становится не Богом перед тобой, а Богом внутри тебя.

Наш храм посвящен святому праведному Иоанну Кронштадтскому. В нем тоже случилось это чудо: простой человек, рожденный от земной матери, вдруг начал жить сверхъестественной жизнью, делать сверхъестественные поступки, говорить мудрые слова, которые не от него.

В сегодняшнюю ночь Бог очень близко шагнул навстречу человеку. Для Него это было умалением и в некотором смысле даже унижением. Бог – Творец Вселенной, Который не может быть ограничен ничем. Любое ограничение Его унижает. Но Он сознательно шагает в это ограничение ради нас, ради любви к человеку. Такая сегодня торжественная, святая ночь.

Желаю вам сегодня после службы понести домой вот эти сокровенные мысли, эти сокровенные чувства. Идите и немножко помолчите, войдите в эту Тайну, понесите ее с собой. А если кто-то из домашних остался дома, подойдите тихонько, поцелуйте и скажите: «С Рождеством». И пусть они почувствуют, что это не просто безумие человека невыспавшегося, который пришел со службы, а что это частичка его радости.

С Рождеством вас, дорогие гайчане, с праздником!

Протоиерей Сергий Баранов
7 января 2023 г.
Кафедральный собор св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Гая

МЕНЮ