Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном чтении мы слушали повествование о том, как Господь исцеляет женщину-страдалицу, которая долгие годы страдала от телесного недуга. Господь избавляет ее от этого чрезвычайного страдания, но окружающие Его иудеи настолько очерствели сердцем, что они не радуются этому событию, они не сочувствуют, не сорадуются этой женщине, с которой вдруг снят этот чрезвычайный груз страдания. Они в это время осуждают. Они осуждают Господа, что Он нарушает субботу и исцеляет женщину в этот день.

Господь действует в сторону этих помраченных людей через совесть. Он увещевает их, трогает их зачерствевшую совесть, и даже у этих людей вдруг совесть оживает и, как говорит Евангелие, «они усрамишися слов Господа», они усрамились. Вдруг в них ожила почти погибшая совесть, и они «усрамишися». Совесть – это голос Божий в человеке. Часто в человеке, в котором уже помрачено почти все Божие, еще сохраняется тонкий-тонкий голос Божий, который действует через совесть.

Когда-то учитель Симеона Нового Богослова Симеон Благоговейнейший, наставляя своего молодого наставника, учил его так: «Слушай всю жизнь голос совести, непрестанно молись и будешь иметь успех». И, казалось бы, это то единственное, что остается в человеке относительно не помраченным, чтобы слышать Бога.

Я употребляю сейчас слово «относительно», потому что буквально короткое время назад во время Херувимской священник читал в алтаре тайную молитву, в которой звучали такие слова: «Господи, избави мя от совести лукавыя». Эти слова очень страшные, ибо оказывается, что со всеми силами души, с которыми нас творил Господь, и совесть наша поражена. Поражена, исковеркана. И поэтому священник в самый торжественный момент Литургии читает такие слова: «Господи, избави мя от совести лукавыя». Оказывается, что после грехопадения и такая сила божественная как совесть в человеке искажается; сатана, оказывается, входит после грехопадения даже в эту силу души. Входит не чрезвычайно в противлении, в контрасте, чтобы не обратить внимание человека и чтобы сразу человек не отвернулся; он входит очень тонко и паразитирует на даре совести. Он не противоречит совести, он идет с ней параллельно, прямо рядышком, шаг в шаг, а потом слегка ее искажает. И человек после грехопадения, даже опираясь на совесть, часто ошибается. К сожалению, даже этот дар в нас поражен.

Незадолго до своих крестных страданий Господь говорит Своим ученикам для многих странные слова: «Истинно, истинно говорю вам, некоторые от здесь стоящих не увидят смерти прежде нежели не увидят Царствия Божия, пришедшее в силе». И современники Христа думали, что Господь говорил, что пришествие Его второе будет уже в первом веке, пока еще живы эти свидетели Христа, приближенные Христа. Многие христиане входят в недоумение: о чем же говорил Христос? Но в Евангелии, если мы читаем дальше, буквально после этих слов происходит следующее событие. Господь берет трех своих возлюбленных близких учеников, поднимается с ними на гору Фавор и преображается пред ними в Своей славе. Вот об этом Господь говорит: «Истинно говорю вам, некоторые из вас не увидят смерти прежде как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Это и было Царствие Божие, пришедшее в силе, и ученики зрели это в Святом Преображении на святой горе Фавор. Они находились в Нетварном свете, они находились в обильной благодати. Это и было Царствие Божие, пришедшее в силе.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит ответственные, в некоторой степени страшные для каждого из нас слова: «Если у тебя в этой жизни не состоялись твое личное преображение и встреча с Господом, то эта встреча и в будущей жизни под большим вопросом». Эта жизнь нам дана для того, чтобы мы, потрудившись в исполнении заповедей, в таинстве молитвы, уже в этой жизни встретили свое личное преображение. Без этого преображения нам будет трудно и после смерти войти в Царствие Божие. Потому что мы не будем соответствовать Царствию Божию. Мы будем инородным телом там, и Царствие Божие для нас станет адом.

Наша задача – уже в этой жизни преобразить всё. С помощью благодати Божией, с помощью Господа нашего Иисуса Христа преобразить все искаженные силы нашей души и в том числе, и может быть, в первую очередь нашу совесть. Совесть преображается только благодатью Божией. Человекам это невозможно, Богу возможно всё. Тот, кто пытается опираться только на свои усилия, искренность, стабильность, на свой подвиг, тот ошибётся, споткнётся и ничего не приобретет. Всё творит только благодать Божия, которую мы стяжаем. По слову преподобного отца нашего Серафима Саровского, цель жизни христианской состоит в стяжании, в непрестанном стяжании святой благодати Божией. В этом цель жизни христианской. Не просто в нравственном житии, мы всегда и во всем стяжаем благодать Божию. И батюшка Серафим Саровский перечисляет многие средства, которыми стяжается благодать Божия, но заканчивает он такими словами: «Но более всего благодати дает молитва».

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов

10 декабря 2023 г.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

МЕНЮ