Преображение через покаяние — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Преображение через покаяние

Слово в праздник Преображения Господня

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! С Праздником Преображения Господня!

Господь в этот день берет трех своих учеников, поднимается с ними на гору Фавор и преображается пред ними. Почему трех, у Него же было двенадцать? Он их как-то выделяет? Он их больше любит? У Него же двенадцать, а Он берет трех. Но ведь мы знаем, что Господь нелицеприятен. Он не может одного любить больше, другого меньше. Бог – Совершенная Любовь. А совершенная любовь не может быть больше-меньше, она всегда совершенная.

Почему трех учеников? Наверняка у тех девяти было в некоторой степени искушение, они же люди были. Может, немножко зависть, ревность какая-то, даже, может, обида просто человеческая. Что там на горе Фавор не было места для двенадцати? Было место. Он берет трех. Господь ищет того, кто может вместить. Но это не значит, что эти три уже были в совершенной возможности вместить.

Мне когда-то на Святой горе Афон рассказали такую историю. В одном скиту отцы служили Преображение Господне. Небольшой скитской храм, иеромонах читает Евангелие на Преображение о том, что Господь преобразился, и Петр говорит: «Давай сделаем три кущи». Три шалаша, так по-земному. Иеромонах читает этот отрывок Евангелия, замолкает и возникает небольшая пауза. И вдруг один старчик говорит: «Петр, Петр, ну, что ж ты говоришь? Славу Божию спрятать в кущу. Как ты по-земному мыслишь. Неужели славе Божией нужен балаган? Куда ты хочешь ее спрятать? Пусть она светит всем».

Это говорит о том, что Господь ищет того, кто может вместить. Но даже эти три избранных, которых Он берет с Собой, даже они не могут вместить. И буквально через несколько дней мы видим, что они не могут вместить. Петр предает. А двоим из этих трех вдруг Господь говорит: «Я иду на распятие». А они Ему: «А можно Иаков сядет в Царстве Небесном справа, а Иоанн слева?» То есть один будет первым в Царстве Небесном, а другой вторым». Смотрите, какие они земные. С другой стороны, даже по-земному ну, как им не стыдно? Учитель говорит им, что идет на распятие, нет бы плакать горько, а они Его дергают в это время своими вопросами. Они еще не могут вместить. Господь ищет того, кто мог бы вместить, но не находит даже среди них. Даже среди тех, кого берет с Собой на гору Фавор, где преображается. И они это переживают по-земному: «Давай сделаем три балагана: одну – Тебе, одну – Моисею, одну – Илии». Казалось бы, у них язык должен быть парализован от этого, а они думают о таких земных вещах.

Господь как говорит: «Не мещите бисер перед свиньями». Это не из-за пренебрежения к свинье, это не оскорбление людей, которых Он вдруг сравнивает со свиньями. А просто это такое сравнение. Свинья не понимает бисер, она предпочтет чечевицу, для нее это интересней. Но как часто и люди мыслят так же: «Ты дай мне, чтобы я мог почувствовать и в карман положить. Что Ты нам говоришь о каких-то высоких вещах? Мы их не можем осязать, обонять, на счет положить. Это все очень зыбко и все очень неопределенно». Наш ум не может вместить.

А когда они смогли вместить? Кто-то сейчас сразу ответит: в день Пятидесятницы, когда на них снизошел Святой Дух. И это всё? А до Пятидесятницы Петр предал. А Апостол Павел помните, как о себе самом говорит?: «Я – один из апостолов, но один из самых извергов, потому что я гнал Церковь Христову». Ему Бог больше всех дал благодати, столько он написал святых слов! Но после чего Он дал? После переживания своего изуверства. Господь сначала трижды проверяет его покаяние: «Петр, ты любишь Меня?» – «Я люблю, но мне очень стыдно». Он всю жизнь плакал. У апостола Петра всегда были красные глаза, потому что он плакал. Господь сказал ему: «Паси агнцы Моя».

Так вот, не просто в день Пятидесятницы Господь излил Святого Духа на апостолов. Он излил на них после глубокого покаяния. Иначе они бы не вместили. Смотрите, весь Ветхий Завет Господь пытается дать израильскому богоизбранному народу обетование. Но люди не могут вместить, потому что поражены самостью. Они – богоизбранный народ и от этого сходят с ума. Поверьте мне, они и сейчас точно такие же в Иерусалиме. Они никак не могут переварить свою богоизбранность. И в связи с этим они не могут получить Духа Святаго. Ведь чтобы вместить Духа Святаго, нужно выдавить себя самого из этого места. Нужно это место освободить Духу Святому. Изгони самого себя оттуда, и тогда войдет Дух Святой. Но пока ты там находишься, твоё «я» расцвеченное, разукрашенное, написанное с большой буквы находится там, Святому Духу невозможно войти. Мы говорим: «Прииди и вселися в ны». А Он нам отвечает: «Да там же места нет, Я бы пришел. Я не гордый, Я смиренный, Я кроткий, Я любящий, Я бы пришел, но там же нет места. Ты там сам находишься и не уступаешь Мне это место».

Преображение человека возможно только после покаяния. Однажды я услышал от духовного чада такие страшные слова: «А совесть меня не обличает». Ты умер, милый мой. Ты умер. Совесть – это дар Божий, данный человеку, чтобы болело у него. Совесть – это та боль, которая говорит о твоей греховности. Если она молчит… Сравните себя с батюшкой Серафимом: кто он, и кто мы? А у него совесть болела. Тысячу дней и тысячу ночей простоял он на камне, произнося: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тысячу дней и тысячу ночей! Вы думаете, он стоял и занимался аскезой и сам за собой наблюдал, какой он великий подвижник? Да нет! Все эти тысячу дней и тысячу ночей были наполнены скорбью и болью о себе самом. А если бы он занимался просто подвижничеством тысячу ночей и любовался собою, как он «на ракете» летит в небо, – в мусорную корзину все эти ночи. Как он молился? «Боже, милостив буди мне, грешному!» И это нельзя произнести дежурно, это нельзя произнести театрально. Это можно произнести только через великую боль, когда у тебя болит совесть. А если совесть у тебя не болит, ты умер для Царства Небесного. Тебе показывают чудо преображения, а ты говоришь: «Давай сделаем три кущи», – давай спрячем, на банковский счет это положим… Господи, помилуй.

Мы все призваны к чуду преображения нашей природы, падшей, ничтожной, гниющей. Но это возможно только для тех, кто имеет покаяние, кто имеет молитву, аскезу, бдение. Но тот ничего не имеет, если он не имеет покаяния. А покаяние не бывает без признания своих грехов, без видения своих грехов, без ужаса о самом себе, без плача о самом себе. Кто не плачет, в том нет покаяния.

Иисусе Сладчайший, прости нас. С праздником.

Протоиерей Сергий Баранов

19 августа 2023 г.

МЕНЮ