Праздник великой надежды — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Праздник великой надежды

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнюю ночь в маленьком крохотном теле Младенца родилась огромная надежда человечества. Это событие принесло в человечество надежду. Но я вот сейчас хотел бы так сказать: у каждого своя надежда. Одна надежда у сытого, богатого, может быть, даже пресыщенного человека. Совершенно другая надежда у человека, который несет тяготу. Третья надежда у человека, который несет великую скорбь. Одна надежда у кого-то, кто сейчас думает только о праздничном столе. И совершенно другая – у нашего солдата, который сейчас лежит в грязи. А совсем на другое надеется его мать в этой ночи. У каждого своя надежда. Каждый надеется в меру своего мировоззрения, в меру своего благополучия. У слишком благополучного надежда какая-то некрасивая. Он мечтает, может быть, ещё приумножить благополучие, быть ещё счастливей, быть ещё стабильней. И вовсе другая надежда и мера этой надежды у человека, который малому рад, который не избалован жизнью, у которого в жизни не так много радости и очень много скорби.

Каждому сегодня Господь своим пришествием в этот мир принёс свою надежду, и в то же время каждому – своё разочарование. Потому что не каждая надежда человеческая идёт в унисон с промыслом Божьим. Иногда она звучит резонансом с промыслом Божьим, она никак в него не укладывается, и потому эта надежда вдруг переходит в разочарование и даже в ненависть к Богу, на Которого он возлагал столько надежд. Как всколыхнулся Израиль во время проповеди Христовой, сколько было надежд, сколько было оптимизма, сколько в обществе энергии какой-то летало! Каждый надеялся в меру своих мыслей, своих возможностей. Кто-то думал, что пришёл правитель, который избавит от ига Римского и Израиль заживёт самостоятельной благополучной жизнью. Кто-то надеялся на здоровье и отчасти получал его. Кто-то просто радовался умножению хлебов. Каждый надеялся в свою меру.

Но когда вдруг Господь начал говорить слово о кресте, многие надежды рухнули и превратились в глубокое разочарование. И после этого, как говорит Евангелие, многие перестали за Ним ходить. Но эта фраза очень деликатная: «многие перестали за Ним ходить». А всё было на самом деле гораздо глубже. Многие потом под Крестом шли и плевали в распятого Бога. Язвили, богохульничали: «Врачу, исцелися Сам», «Если Он Царь Израилев, пусть ныне сойдет со Креста». Так изменились их надежда, их вера, их благоговение к этому Великому Учителю. Эта надежда вдруг перешла в глубокое разочарование, разочарование до ненависти. Кто мало разочаровывается? Тот, кому немного надо. Обычно большие запросы имеют чаще всего разочарование.

А в чём же наша надежда? Вот даже наша сегодняшняя надежда? Надежда людей, которые наконец-то сегодня пришли в храм! Ведь на Новый год храм был полупустой. И слава Богу, вот мы, священники, сегодня с алтаря выглядываем в храм и видим: наконец-то храм полон до самых дверей. И каждый надеется на своё. Если мы будем надеяться только на земное, даже в самом благополучном и добром смысле этой надежды, нас может постигнуть разочарование. Кто-то надеется пусть не на такие совсем некрасивые вещи: на богатство, услаждение. А кто-то, может быть, надеется на очень высокие идеи, но все равно земные. Кто-то думает, что, может быть, когда-то на земле наступит мир, который никогда не кончится. Оглянитесь назад в историю, и вас постигнет разочарование: сколько человечество живёт, столько оно и воюет. Кто-то надеется на мирные времена, а уже сзади подкрадывается враг, чтобы нарушить его мир. Не только глобальной, мировой, не только в стране, не только в рабочем коллективе – в одной семье ужиться не можем.

Так вот, самая главная надежда, которую принёс Христос, это надежда на то, что каждый из нас может измениться, измениться к лучшему. Не мир изменять, что глобально невозможно. Ещё раз оглянитесь назад, ещё раз разочаруйтесь. Мы не изменим этот грешный мир. Мы можем изменить отношение к ближнему и к самому себе, и заняться исправлением самого себя. Вот эту надежду принес нам Бог. Если мы не будем правильно понимать, для чего Он пришёл и что нам принёс, мы можем разочароваться. Он пришёл, чтобы войти в каждого из нас и сотворить маленькое обожение человека. Это Его Великая идея о человеке: чтобы маленький человек стал маленьким богом. Но не сам по себе, а соединением с Божеством. И чтобы в этом маленьком боге вдруг появилось маленькое счастье, маленькая правда и маленькая любовь. Но опять же человекам это невозможно.

Почему мы сейчас причащались? В чём смысл причастия? Господь приносит нам такую тайну, Он не ограничен никакой формой. И вдруг ради нас, оформленных людей (каждый из нас несёт форму), Он входит в форму Тела и Крови и позволяет нам пустить Его внутрь себя. Наша физиология вдруг соединяется с Его физиологией, потому что Он стал совершенным Богом и совершенным Человеком. Наш дух соединяется с Его Духом, наша душа становится душою Бога. Если бы мы только понимали во всей богословской глубине тайну причастия, нас бы не надо было заставлять: приди, причастись. Мы бы ходили за священником, дергали бы его за рясу и говорили: «Можно мне сегодня еще?», «А можно завтра я ещё причащусь?» «А можно мне в день два раза?» Он скажет: «Ну, извини, два раза нельзя, только один». – «Ну тогда я завтра приду».

В чём смысл воплощения Бога, вочеловечения Бога? Чтобы Его Человечество соединились с нашим человечеством, Его Божество соединилось с нашим несовершенством и мы стали богами с маленькой буквы. В самом по себе в человеке нет счастья, человек несовершенен. В самом по себе в человеке нет вечной жизни, и человек смертен. Любой доктор скажет, что человек смертен вне Бога. Потому что вечная жизнь – это область Божества, и мы наследовать вечную жизнь можем, только соединившись с Ним. Ухватившись за Него, мы входим в жизнь вечную. Ни в одном человеке нет в самом по себе совершенной любви, каждая наша любовь – с червоточинкой. С червоточинкой эгоизма, который нарушает наши отношения. Только Бог – совершенная любовь. «Бог есть Любовь», — говорит Евангелие, и только в соединении с Ним мы приближаемся к любви. Не к эгоистичной, а к искренней, чистой, совершенной, которая даёт нам счастье, радость, оптимизм. Ничто так не радует человека, как любовь. Это самое высшее наслаждение. Но внутри в самом по себе в человеке нет любви от самого себя. «Бог есть любовь», — говорит очень определённо и окончательно Евангелие. Не я — любовь, Бог – любовь, и поэтому я иду туда, где Бог, туда, где меня с ним соединяют через Таинство. Это церковь. И соединяюсь с Ним, принимаю Его внутрь себя. И в таинстве Тела и Крови Христовой, и в таинстве молитвы, которая тоже внутрь меня входит вместе с Иисусом Христом: Иисусе мой, Иисусе, Иисусе Сладчайший. Когда я это говорю много-много раз, искренне, внимательно, благоговейно, вдруг с этими словами в меня входит Сам Христос.

Сегодняшний праздник – это праздник надежды. Но и праздник Великого разочарования для тех, у кого неправильная надежда. Будем надеяться изменить самих себя, внутри себя что-то сделать с Божьей помощью. Это наша Великая надежда, для этого пришел Бог, чтобы наполнить не внешнее счастьем, а внутреннее наше наполнить счастьем даже при внешнем глобальном неблагополучии, чрезвычайном неблагополучии. Господь пришёл, чтобы наполнить внутреннее счастьем, чистотой, радостью и любовью.

Ему же честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков!
С праздником вас! Если хотите, я вас поцелую. Сейчас отец Георгий будет крест давать, а я целовать вас буду.

Протоиерей Сергий Баранов
7 января 2024 г.

МЕНЮ