Православие – это больно — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Православие – это больно

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к нам в монастырь приехала женщина, подошла ко мне и говорит: «Я приехала к вам в монастырь жить. Жизнь меня сильно надорвала, жизнь мне принесла столько скорбей, разочарований, недоумений, я в большом надрыве. И я приехала к вам как в тихое место, чтобы вот здесь тихо, мирно пожить остаток своих дней, насладиться тишиной, миром, каким-то относительным комфортом внутренним». Я тогда этой женщине сказал: «Вам ни в коем случае нельзя в монастырь». Она, конечно, в недоумении как-то сразу так проявилось. Я говорю: «Вам ни в коем случае нельзя в монастырь, потому что Вы вообще не понимаете, что это такое – монастырь. В Ваших стереотипах монастырь – это глубокий тыл, где можно тихонечко отсидеться. Вы совершенно не понимаете, что монастырь – это самая передовая. Здесь снаряды летят, пули, людей убивает. Здесь куски мяса в разные стороны разлетаются. Вы вообще даже не представляете, что такое монастырь. Вы сочинили себе историю о каком-то тихом комфортном месте, где можно отсидеться. Но это не монастырь. Я Вам это говорю, уже имея свой небольшой монастырский опыт. Вы что-то себе выдумали – и через месяц у Вас будет такое разочарование!.. Вы уедете, еще и проклинать нас будете».

То же самое можно сказать не только о монастырской жизни, а о христианстве вообще. Некоторые люди сочиняют себе стереотип христианства, будто это та религия, в которую приди – и все получишь: комфорт, мир, благополучие, сразу в семье всё выстроится, внутри появится гармония, и ты будешь находиться в каком-то непрестанном розовом облаке.

Я часто говорю такие страшные слова: Православие – это больно, Православие – это страшно. И кто думает о другом Православии – лучше не приходите, вы разочаруетесь. Идите в зал медитаций, где вы нырнёте в какую-то иллюзию и будете находиться в этом покое полного равнодушия. Православие – это больно, Православие – это страшно.

И Христос никого не обманывал. С самого начала всех приходящих к Нему Он отчасти разочаровывал: «Хочешь быть Моим учеником – бери крест». Но ведь Он был честен, Он никого не обманывал. «Моя религия – это религия креста». И самое высокое доказательство Его искренности то, что Он первым прошел Крест. Все христианские мученики шли уже за Ним. Часто бывает, что учитель учит чему-то, но сам этого не делает. Так вот, наш Божественный Учитель не просто говорил, Он Сам прошел этот крест первым. И никто не может Его упрекнуть в лицемерии. И никто не может Его упрекнуть в обмане, в подлоге. Ведь каждому из нас Он может сказать с Креста, с Распятия: «Видишь, Я ведь не обманывал тебя. Я ведь честно, откровенно тебе говорил: Православие – это крест, хочешь быть Моим учеником – бери крест». Хочешь благополучия – тебе в другую религию, тебе не к нам. Наше благополучие проходит через крест. Сначала крест, а потом воскресение. Сначала крест, а потом благополучие.

Часто люди спрашивают: какую особую молитву прочитать, к какой иконе подойти, чтобы попросить за это, за то, за другое? Я отвечаю: иди ко Кресту, посмотри на Его руки, ноги, на Его ребра. Посмотри и проси. Нет, не проси, требуй. Вот Ты же в Евангелии сказал «просите и дастся вам», я требую, чтобы Ты исполнил. Идите и попробуйте, именно ко Кресту идите. Хотите – к Богородице, можно к Богородице.
Сейчас мы пели песнопение: избави нас от нужды и скорби. Мы поем такие слова Той, Которая изначально, когда своего Младенца принесла в храм для воцерковления, первое что услышала: «Тебе Самой оружие пройдет сердце». В самое сердце Тебе войдет оружие. И Сын Твой рождается на смерть, чтобы потом все остальные сыновья и дочери всех земных жен, чтобы все они потом жили вечно. Он первый пройдет точку смерти. И что Богородица говорит? «Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему».

Просите у Распятого, просите у Богородицы, просите у наших мучеников, чтобы они избавили нас от мученичества. И если язык повернется, просите. Наверное, самая честная молитва христианская звучит очень коротко: Да будет воля Твоя.

Почему я сегодня все это говорю? Сегодня память наших новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые в двадцатом столетии не сотнями, не тысячами, а миллионами сознательно согласились на крест. Господь их не разочаровал, когда не хлеба умножал, не зрение возвращал, не расслабленным здоровье возвращал, а когда сказал: Моя религия – это религия креста. И миллионы наших новомучеников просто, коротко, откровенно сказали: «Мы согласны». Как легко сейчас мне произнести эти слова «мы согласны». Как неимоверно страшно их произнести на пороге жизни и смерти. Да горло пересыхает, язык немеет, ноги подкашиваются. Но в нашей Церкви вдруг миллионы людей говорят: «Да будет воля Твоя». На пороге жизни и смерти. И Господь их не разочаровал. Как вы думаете, каждый из них молился молитвой Христовой «Да минует меня чаша сия»? Да, конечно молились, они же были люди, в них был естественный страх, в них было чувство боли, тревоги. И вдруг они позволяют произнести себе эти слова Христа «Да будет воля Твоя». Если я не могу не пить чашу сию, пусть будет так.

Какой величественный сегодня день. Иногда мы читаем жития преподобных, мучеников, и вот невольно, как-то инстинктивно начинаем входить в их образ, в какую-то роль, себя сравнивать. Честно говоря, мне даже стыдно в образ войти, потому что настолько они высоко и настолько я низко. Даже нарисовать себе, как я там выдержал бы, выстоял, – ну не могу, совесть не позволяет. Аще ни Господь, никто не выстоит. И тут всего лишь нужно согласиться переменить религию комфорта на религию креста. Господи, я согласен. Только Ты, пожалуйста, меня поддержи. Я согласен, но Ты же видишь, я без Тебя не смогу, поддержи меня. Всё, что могу сказать, – только то, что я согласен. «Я согласен» – это ключевое, это главное. А что нужно отдать за это «согласен»? Мирское благополучие, всё то, с чем мы приходим сюда, ставим свечки, пишем записочки о здравии, о путешествующих, о скорбящих, о беременных. Всё нужно отдать за это «я согласен».

Православие – это больно, Православие – это страшно. Единственное, что могу сказать, Господи, я согласен, всё остальное в Твоих руках. Больше ничего не могу.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов

4 февраля 2024 г.

МЕНЮ