Покаяние без Христа — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Покаяние без Христа

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Недавно было у меня общение с одним человеком, который мне сказал: «Отец Сергий, Вы учите Иисусовой молитве и говорите об обожении. Я хочу сделать Вам замечание: в Иисусовой молитве и вообще в духовной жизни главное – это покаяние. Главное и единственное – это покаяние». И вот в ходе этого разговора у меня возникло воспоминание слов Господа. Наш Господь Иисус Христос сказал такие слова: «Без Мене не можете творити ничесоже». И это касается всего. Всего-всего. И в случае покаяния тоже. Это я сначала знал как теорию, просто прочитав слова Господа. Но искренне занявшись покаянием, я узнал эти слова и на практике. Господи, без Тебя у меня не получается. Как бы я искренен не был, как бы я мужествен не был в своем труде. Не получается у меня. Дай Бог, чтобы и у каждого из вас не получилось, и у того человека, который мне говорил о покаянии, дай Бог, чтобы у него тоже не получилось без Христа покаяние.

Вернее, покаяние получается в какой-то степени, в какой-то форме без Христа. Но ведь главное – это не просто покаяние, а покаяние во Христе. Сидит человек в тюрьме и искренне раскаивается, но он неверующий человек. Да, у него происходит покаяние, признание своего греха, сожаление об этом грехе. Но без Христа у него не произойдет того духовного покаяния: «Без Мене не можете творити ничесоже». Его покаяние – в формате этого мира: «Да, простите, виноват, исправлюсь». И всё, и больше ничего, и его покаяние умрет вместе с ним. Пусть он проживет прекрасную, красивую жизнь, благополучную, нравственную, благочестивую, но всё, больше ничего.

Обратите внимание, ведь у Иуды тоже была какая-то форма покаяния. Он раскаялся? Раскаялся. Деньги даже вернул. Признал свой грех? Признал. Сожалел? Сожалел. Пришел, деньги вернул: «Извините, я сотворил вот такую гадость, я предал Бога Нашего». А результат-то какой? Он Иудой и остался.

Сейчас многие богословы могут мне начать возражать: раскаялся или покаялся. По большому счету это игра слов. Но ведь пытался. А что им двигало? Но ведь, наверное, какие-то остатки совести были. Какая другая сила им двигала, Иудой? Да никакая другая сила, кроме совести. Ведь он получил деньги, был в безопасности, фарисеи его бы защитили, римское право его бы защитило. Но какая-то сила не давала ему покоя. Все-таки в нем, наверное, были остатки совести, которая жгла его неимоверно. Жгла настолько, что ему легче было удавиться, чем жить дальше. Но у него не произошло покаяния. Ведь церковь не вспоминает его как раскаявшегося разбойника. А церковь, несмотря ни на что, вспоминает его как Иуду. Хотя он и сожалел, и признал, и деньги вернул.

Помню, как тот человек сказал мне вот эти слова: «Главное – покаяние; обожение – это какие-то высокие материи, это там не надо». Сначала я смутился, робко ему возразил, а вот сейчас я бы уже более мужественно сказал: «Да, милый мой, не получится у тебя покаяния без Христа. Если Господь не просветит твой ум». Многие люди даже не подозревают, что они очень сильно поражены грехом. Настолько поражен каждый из нас грехом, что может стать Иудой. Извините меня, но ведь это правда. Каждый может сделать что угодно. Не приведи Господь, какая-то ситуация, слабость – и каждый может пасть, если Господь не просветит наш разум. Мы живем, как будто ничего не случилось, спокойно, ничего нас особо не тревожит. Ну, немножко, да, немножко где-то что-то есть. Но ведь это немножко, по сравнению с бездной нашего падения, но ведь это совсем ничего. Но если Господь не просветит… А как Господь просвещает? Вечером человек ложился спать с самоудовлетворением, спокойный, прочитал вечерние молитвы, заплатил налоги, накормил детей, всё спокойно. И вдруг с утра что-то произошло. А что это? Он подумал? Он проанализировал? Да нет, Бог коснулся его разума и сердца, и человек заплакал…

Вот какой контраст: с вечера был нормальный, как все. А с утра слово сказать не может, ком в горле. Это он надумал? Это его покаяние? Это он проанализировал свою жизнь? Да нет, Бог коснулся его, и у него открылись умные очи, и он увидел себя самого таким, каков он есть. Увидел и ужаснулся. И оказался прямо на грани отчаяния: «Господи, да что ж я творю! Вчера доволен был собой, а сегодня я вдруг увидел, что творю. Что со мной происходит? При красивом внешнем виде, который я соблюдаю, я прячу свой внутренний смрад от самого себя, от близких и даже от Бога». И вдруг Господь пришел и раскрыл книгу эту.

Страшный суд святые отцы иногда еще называют Судом стыда. Почему святые отцы так называют? Потому что мы все перед всем миром обнажимся. Оболочка, которая скрывает нашу внутренность, вдруг раскроется наизнанку, и мы будем стоять не просто нагими, а вывернутыми наизнанку. И весь мир будет наблюдать не то, что мы сделали, а будет наблюдать самую короткую нашу мысль – срамную, грязную, ничтожную. Вот поэтому Страшный суд называют Судом стыда. Но будет показано только то, в чем человек не раскаялся. В чем он раскаялся и покрыл таинством Исповеди – это будет стерто.

Есть в Древнем патерике случай, когда ангелы несут монаха уже в Царство Небесное, и вдруг бесы их догоняют и говорят: «У него был еще такой грех». Ангелы говорят: «Он в нем раскаялся? Раскаялся. У него нет этого греха». Насколько драгоценно таинство покаяния, чтобы на Страшном суде не геенским огнем сгореть, а огнем стыда не сгореть, чтобы мы еще не дошли до геенского огня.

Так вот, в том и смысл обожения: не я спасаюсь, Бог меня спасает; не я размышляю, Бог – мой ум; не я чувствую так, Бог – мое сердце. Уже не я живу, но живет во мне Христос. Как говорит апостол Павел, и к чему стремились все святые на земле: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». И только Он есть Истина, только Он есть Чистота, только Он есть Любовь. Не я». Да прекратим уже лицемерить, какая я – любовь, какая я – чистота, какая я – истина? Я – грязь и смрад. Вспомните каждый свою исповедь. Ну, какая там любовь, какая там чистота? Спрятать бы это всё, чтобы со стыда не сгореть.

В Иисусовой молитве покаяние – это важный момент, но в Иисусовой молитве самое главное – это Христос, без Которого не произойдет покаяние. Вернее, оно произойдет в какой-то мере, но вот в земном разрезе и вместе с тобой умрет. Покаяние возможно только во Христе. И в этом смысле я говорю об обожении. Уступите свой ум Христу, уму Христову, уступите свое сердце Сердцу Христову. И тогда, может быть, что-то произойдет. Нужно обожение. Перестаньте говорить пустые слова о покаянии, о покаянии без Христа. Главный наш христианский смысл – это слова Христа: «Без Мене не можете творити ничесоже». Ничего. Даже покаяния не можете. Вот на уровень Иуды можем подняться. Признал? Признал. Расстроился? Расстроился. Деньги отдал? Отдал. И чего? И всё. И дальше петля. «Без Мене не можете творити ничесоже».

Иисусе сладчайший, спаси нас!

Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!

Протоиерей Сергий Баранов
1 октября 2023 г.

МЕНЮ