Почему существует зло? — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Почему существует зло?

Все мы – свидетели присутствия зла в этом мире. Это наш опыт. Кто-то из тех, кто как бы по верхам мыслит, может сказать: «Остановить бы его!..» Кто-то может сказать: «Нет злых сил, нет дьявола». Но откуда же зло приходит? Ты желаешь? Нет. Кто-то скажет: «Это во мне привычка». Но к привычке же нужно с чего-то привыкнуть, эта привычка к тебе откуда-то пришла. Это искушение злом, твой ответ на это зло. Но зло пришло к тебе со вне. И это говорит о том, что в бытии нашего мира присутствует темная сила, которая всё пытается портить в этом мире. И если бы в противоположность этой темной силе не было светлой силы, то темная сила давно бы разрушила мир. Происходит постоянная борьба этих сил. Ни в коем случае не хочу, чтобы кто-то вдруг подумал, что эти силы равносильны. Ни в коем случае! Сразу возникает вопрос: ну, почему же, если Бог – Всесилен, почему Он уступает темной силе, как некоторым кажется? Почему Он позволяет ей вообще быть? Вы не задумывались?

Дело в том, что темная сила вошла внутрь нас и соединилась с каждой нашей клеточкой. И чтобы истребить её, надо истребить всех нас. Потому что мы все до самой мельчайшей клеточки заражены ею. А Господь нас любит, Господь нас жалеет. И поэтому у Господа такой очень мудрый план, план на перспективу. Он позволяет этой темной силе нас искушать, чтобы мы в этом искушении проявились в сторону добра, чтобы мы сделали выбор. Без нашего выбора Он не может стать нам насильно Другом, Он не может стать нам насильно Отцом. Насильно можно стать господином, властителем; прийти и завоевать. Но Другом насильно стать нельзя. И поэтому Господь дает нам возможность проявиться в сторону Его. Проявиться, преодолев вот это искушение.

Не имея искушения, кто-то скажет: «Да я и так определился». Не верю. Первая же скорбь проявит вас, что, оказывается, вы определились, пришла первая скорбь, и вы передумали. Это определение очень ненадежное, это неправда. Я Тебя люблю, пока все хорошо. Чуть-чуть маленькое недоразумение, и я Тебя уже не люблю. Это не любовь. Это коммерческие отношения. Любовь бескорыстна. И чтобы определиться в этом бескорыстии в сторону Бога, нам нужно пройти искушения. И вот эта глупая темная сила, сама того не подозревая, помогает нам пройти это искушение. Она нас искушает и дает нам возможность победить и, победив, уже определиться: Господи, я не просто говорю Тебе: «Иисусе, я Тебя люблю», – я это доказываю каждый день делом.

Сейчас так много слов, что в слова уже не верится. Каких только нет слов! Люди говорят высоким языком и тут же делают очень низкие поступки. То есть слово без дела мало значит. А еще хуже, когда оно бывает лицемерием. Поэтому слово должно быть подтверждено делом. И чтобы постоянно подтверждать свою искренность к Богу, мы постоянно должны проходить вот это испытание: действительно ты любишь Христа или нет.

Сегодня в Евангелии вы слышали: «Не оставишь отца и мать ради Царства Небесного – недостоин». Он не говорит: «Не хочу тебя видеть». Он говорит, что твоя любовь ко Мне несовершенна. То есть, ты в любой момент можешь предпочесть несовершенного отца и несовершенную мать Моему совершенству. Он не говорит: «Не хочу вас видеть, Я обиделся, Я рассердился». Он говорит: «Недостоин». По качеству своему ты недостоин. «Сына или дщерь не оставит, – несть Мене достоин».

Как священник я за 30 лет столько судеб посмотрел! Человек ходит в храм, искренне, пылко. Пришло искушение – болезнь ребенка, своя собственная, рушится карьера, оставили друзья – и отношения с Богом испортились. Ну, значит, это были не совершенно бескорыстные отношения, а тебе постоянно от Бога что-то нужно было. Господи, я ничего от Тебя не хочу, кроме Тебя Самого! Вот это мое главное желание.

Сегодня мы празднуем день всех святых. В чем суть их была? Господь говорит: оставь отца и мать, оставь сына и дщерь, оставь имущество свое, как это сделали апостолы. Это были бедные люди. У них всё имущество было – лодка да сети, которыми они просто зарабатывали себе на пропитание каждый день. Приходит Господь и говорит: «Следуй за Мной». Они оставили лодку и сети и пошли неизвестно куда. Так же и все святые проявились: оставь это, оставь это, оставь это. Последнее, что Господь сегодня в Евангелии говорит: «Хочешь быть Моим учеником? Бери крест».

Как часто сейчас люди приходят в христианство, в церковь совершенно с другими задачами. Где почитать, чтобы в семье было хорошо? Где почитать, чтобы на работе устроилось? Где почитать, чтобы выздоровело вот это и вот это? Как мало людей, которые заходят в храм и подходят не к той или иной иконе, чтобы попросить о чем-либо, а которые сразу идут к Распятию. К Распятию, на котором Христос, с Которого течет Кровь. Когда людям очень что-то надо от Христа, я говорю: «Иди к Распятию. Посмотри на Его руки, ноги. Проси». А бывает так, что язык не поворачивается. Только хватает сил сказать «Господи» и всё, а дальше пауза.

Сегодня мы вспоминаем апостолов, святителей, святых праведных, мучеников вспоминаем, разные чины вспоминаем, преподобных, но никто из них не вошел в Царство Небесное без своего личного креста. Крест – это как ключ, который открывает эту дверь. Невозможно войти в Царство Небесное без креста. Разбойник благоразумный изображается на иконе входящим в рай с крестом на плечах. Все равно в каком ты чине подвизался: как благочестивый мирянин или как монашествующий, как святитель или священник, как преподобный, как мученик, ну тем более уж мученик. Никто не может войти в Царство Небесное без креста.

Это ответ на вопрос «Почему существует зло?» Зло – это маркер, который показывает качество нашего христианства, лакмусовая бумажка. Через зло мы проявляемся: соглашаемся мы на зло или мы боремся с ним. Может быть, даже оно нас побеждает, но мы плачем, и это уже наша борьба. Мы не соглашаемся, а оно борет, но это уже наше проявление в сторону Христа. Оно нас борет сто раз, а мы через стыд подходим в сотый раз на исповедь и опять говорим свой срам, и этим мы уже проявляемся в сторону Христа.

Почему существует зло? Теперь мы понимаем, да? Чтобы с ним бороться и чтобы его победить. Не победив зло, мы так всю жизнь и будем от него бегать, а оно все время будет нас в какие-то моменты догонять. Нужно его победить, как победили святые. Всё ради Христа. А самое главное – не только ради Христа, а со Христом. Я не верю, что кто-то без Христа победил зло. Это гордые люди, которые находятся в самомнении. Когда-нибудь их самомнение в самый неподходящий момент их подведет, рухнет. Почему еще Господь попускает? Чтобы мы утвердились в своем несовершенстве. Настолько утвердились, что до слез, и чтобы мы прямо закричали: «Господи! Тысячный раз падаю, наконец-то я понял, что без Тебя я не смогу. Не могу. Не отходи от меня, а я не отойду от Тебя. Только так я могу победить».

Богу Нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов

11 июня 2023 г.

МЕНЮ