Перестаньте бояться заповеди о святости — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Перестаньте бояться заповеди о святости

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем День всех святых, в земле Российской просиявших. За десять веков Православие на нашей земле дало, наверное, тысячи, а то и миллионы святых. Мы почитаем всех этих людей за то, что они исполнили заповедь Божию. Я вам скажу неожиданную фразу. Вы наверняка ожидаете, что я скажу: они исполнили заповедь Божию о любви. Конечно, мы знаем, что это главная заповедь Божия: «Любите друг друга». Но я вам сегодня хочу сказать другое. Они исполнили заповедь Божию о святости. Они исполнили повеление Божие: «Будьте святы, потому что Я свят и Отец ваш Небесный свят есть».

Почему я эту заповедь предпочитаю ставить впереди заповеди о любви? Потому что любовь как понятие может быть очень-очень относительным, ведь у каждого – свое понимание любви. И у некоторых людей оно совершенно извращенное, они что угодно могут назвать любовью. А знаете ли вы, что внутрь заповеди «Будьте святы» входит и заповедь о любви. Не может не святой человек исполнить заповедь о любви. Почему?

Понтий Пилат перед распятием Христа говорит Ему с таким легким сарказмом, с иронией философской: «Что есть истина?» И Христос ему отвечает: «Я Есть Истина». То есть Он подчеркивает вот этот смысл: истина не «что», истина – Кто. Я Есть Истина, вся истина во Мне. Весь этот мир, весь космос христоцентричен. Уберите это главное звено – Христа, и всё посыплется.
То же самое можно сказать о любви. Что есть любовь? Любовь не «что», любовь – Кто. Бог Есть Любовь. Христиане узнали эту истину. Она для многих очень сложная, неудобоваримая. Но только так и никак иначе. Евангелие дает нам эту ключевую фразу: Бог Есть Любовь. Любовь – это не чувство, любовь – это не состояние, любовь – это Кто, Бог Есть Любовь. И если мы вне Бога ищем любовь, то мы все время попадаем к извращенному понятию о любви. Сейчас современные люди на западе любовью готовы называть всякий срам, и для них это тоже любовь. Потому что из сути любви убрали главную истину: любовь это не «что», любовь – это Кто, Бог Есть Любовь.

Святые наши русские всевселенские исполнили заповедь «Стать святыми». И у них это получилось. Получилось по главной и важной причине. И эту причину, эту суть современные христиане потеряли. Поэтому они постоянно впадают в прелесть, то есть в духовное повреждение. Желая лучшего, они делают худшее. И слово «прелесть» стало главным словом христианства. Больше всего мы употребляем это слово. Больше всего мы думаем на эту тему. Уже даже больше, чем о Христе. Даже больше, чем о любви. Потому что отчасти мы видим в христианах повреждение.

Христиане святость начали понимать как состояние, всего лишь как праведность. Они думают, что святость – это быть праведным, это быть положительным, это быть хорошим. И они постоянно ошибаются. Святость – это не состояние. Святость – это Христос. Если Он будет в тебе, Он тебя освятит. Ни твои положительные поступки, ни твои добрые мысли, ни твои аскетические подвиги не могут тебя сделать святым. Некоторые люди, христиане, ищут в молитве, в духовных упражнениях состояния беспечности, мира, какого-то блаженства. И они опять путают, они ищут не Христа как ключевого значения святости, а ищут состояния. А Христос остается в стороне.

Простите, я вам сложные, может быть, вещи говорю. Но вообще о Боге говорить сложно, ведь правда? Ну, Бог – это вообще непростая тема. Симеон Новый Богослов написал целые тома о Боге. Я бы хотел просто на колокольню залезть и крикнуть современным христианам: «Перестаньте бояться заповеди о святости! Нас Бог ради этого создал и только ради этого Он нас терпит». В чем ошибка? В том, что мы думаем, что святость – это наше достижение, это наше усилие, это якобы наши добрые дела, это наши добрые поступки, это понуждение к любви к друг другу. Но какие бы вы высокие нравственные цели не ставили, без Христа невозможна святость. Потому что Он Свят. Святость – это прерогатива Бога. Мы можем исполнить заповеди о святости только в соединении с Ним, через Него, если мы Его впускаем внутрь себя, обоживаемся.

Сейчас мы причащались, что это такое? Это принятие Христа внутрь себя. Если, конечно, на причастии мы не оскверняем Его своим состоянием, своей холодностью, неблагоговением, а если мы искренне причащаемся. В молитве, когда мы постоянно тесним-тесним внутрь себя: Иисусе, Иисусе – это тоже принятие Христа внутрь себя. Исполнение заповедей без Христа – это состояние антихриста. Только во Христе, только ради Христа. Христос – всё христоцентрично. Без Него ничего не возможно. Поэтому у нас не получается святость. Мы путаем святость с исканием каких-то состояний. Даже самая высокая добродетель без Христа – просто добрая светлая, но не святая. Потому что только Христос свят, не мы, Христос свят.

Иногда люди говорят: «У нас умер родственник, он был прекрасным человеком, но неверующим». И что? Он умер прекрасным человеком и всё, но он не соединился с Богом и поэтому не пошел в благую вечность, потому что благая вечность – это Христос, святость – это Христос. Часто говорят о прелести. Но в чем она? Суть её в том, что человек ищет святости вне Христа, в самом себе. Я праведен, я добродетелен, я благочестив, я трудолюбив, я, я, я… Там Христу негде встать. Убери «я», на это место поставь Христа – и сразу ростки даст, зеленые веточки пойдут, жизнь начнется.

Миллионы наших предшественников, которые стали русскими святыми, отличаются от нас не усердием, у многих из них тоже есть усердие, но не в ту сторону. Их от нас отличает главное понятие: они искали святости через Христа, а не в самих себе. И они стали святыми, великими святыми, величайшими святыми, которые от нас отличаются просто, как земля от неба.
Не бойтесь этой заповеди. Должно быть стыдно говорить такую фразу: «Я же не святой». Стыдно говорить такую фразу, когда Христос ради этого на Кресте висит, ради того, чтобы ты стал святым. Мы можем говорить с плачем, со слезами: «К сожалению, я не святой». А говорить: «Ну, я же не святой» – это дерзко, нагло, это хамство. Христос на кресте висит, а ты тут стоишь и говоришь: «Ну, я же не святой». А почему ты не святой? Потому что ты пренебрегаешь, потому что ты равнодушен. Ты должен стать святым. Но не сам собой, а через Христа. Всё во Христе. Ему же слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Протоиерей Сергий Баранов
18 июня 2023 г.

МЕНЮ