Отчаяние оскорбляет милосердие Божие — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Отчаяние оскорбляет милосердие Божие

Слово после Литургии Преджеосвященных Даровн а 1-й Седмице Великого поста

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Так Святая Церковь поет о покаянии, потому что покаяние – это и есть дверь, через которую входят в Царствие Небесное. Христос есть дверь, и покаяние Церковь поет: «Покаяния двери». Без покаяния не бывает вхождения в Царство, соединения со Христом.

Понятно, когда у человека нет покаяния просто в связи с его нежеланием. Сколько на земле живут людей, которые даже не хотят слышать о Боге, не хотят заниматься покаянием, им это просто не нужно. И тут как бы всё просто: не хочет человек – и нет ничего. Но есть очень много людей, которые очень сильно хотят покаяния. Покаяния как изменения. Изменения как бегания своего смрада, бегания своего ничтожества. Бегания того состояния, которое постоянно приносит тяготу, боль в сердце. От которого совесть болит, так как совесть обличает, что ты предаешь своего любимого Бога.

Люди хотят покаяния, но не могут. Так у многих христиан бывает: не просто хочу, Господи, очень сильно хочу, прямо до слез хочу. И не могу. Покаяние почему-то медлит, тормозится, буксует, но никак не получается. И бывает такое состояние, когда человек перестает верить в свое покаяние. Он теряет веру и надежду, что у него может получиться и что Господь его примет.

Вот таким людям я бы посоветовал вспоминать почаще место в Ветхом Завете, связанное с пророком Ионой и ниневитянами, которые дошли до крайней точки разложения и прогневали Бога. И уже, казалось бы, нет никакого возврата к отношениям с Богом и нет никакой надежды. Поэтому Господь посылает Иона к ниневитянам не просто вразумить, а даже, наверное, больше объявить: «Всё, терпение Господне истощено, оно закончилось. Ниневитяне, вас ждет гнев Божий». И пророк идет именно не вразумлять их, а он идет им объявить, что всё, конечная точка пройдена, ничего больше не будет.

И вдруг ниневитяне, услышав такой страшный приговор, не входят в отчаяние, не идут в разгул, мол, все равно всё потеряно, давайте хоть последние дни насладимся. Вдруг у ниневитян происходит что-то такое трезвое в голове и в сердце. И они всем городом приходят в покаянное чувство и каются пред Богом. И Господь их милует. И это даже для пророка Ионы становится неожиданным событием. «Ну, как же так? Ты меня послал объявить им: всё, чаша переполнена, гнев Божий вас постигнет. Я же шел от Тебя, чтобы им объявить, а теперь даже как пророк выгляжу неловко. Получается, что я – лжепророк».

И он приходит в состояние отчаяния. Помните, он сидит под зноем солнечным расслабленный, унылый, как бы обесчещенный. Тыква растет, накрывает его своими листами от зноя солнечного, хоть как-то облегчая его страдания внутренние и внешние. Но даже эта тыква вдруг засыхает. И Господь как ему говорит? «Тыкву ты пожалел, которую не сажал. Но как же Я не пожалею этот народ, который Я создал, Я сотворил, Я вел его по жизни. Неужели ты думаешь, что Я не пощажу народ даже после точки, казалось бы, невозврата?»

У людей есть такое понятие «точка невозврата». А Бог и это понятие разрушает. Разрушает и идет туда, за точку невозврата, и жалеет их, и возвращает всё не круги своя.

Отчаяние оскорбляет милосердие Божие. Отчаяние и ненадеяние унижает бесконечную любовь Божию, бесконечное Его милосердие. Нет в любви Божией точки невозврата, лишь бы человек хотя бы вздохнул в сторону Бога. Не то что двинулся, но хотя бы вздохнул.

Вспоминайте, когда находит отчаяние, что ничего не получается, ниневитян вспоминайте. Вспоминайте торжественное слово Иоанна Златоуста в Великий Праздник Пасхи: «Приидите и первые и последние, Господь хочет всех пожалеть». Нет дел, так хотя бы искренность… Без всяких дел готов принять и посадить на первое место. Хотя бы искренность: «Боже, милостив буди мне, грешному», — и всё.

Богу Нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов
3 марта 2023 г.

МЕНЮ