От Великой скорби – в Царство Небесное — Иверский Орский женский монастырь
Назад

От Великой скорби – в Царство Небесное

В День памяти св. преп. Сергия Радонежского и прмц. великой княгини Елисаветы.

Челябинск, храм св. Иоанна Воина.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова, когда говорится о Страшном Суде, последних временах, там есть слова о том, что придут к Господу тысячи праведников в белых одеждах. И эти люди придут от великой скорби. 

Сегодня мы празднуем память святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Великая княгиня Елизавета имела большое земное счастье. У нее был прекрасный, дорогой любящий муж, очень благородный человек Сергей Александрович Романов. У них был очень хороший брак. Нечасто супруги так совершенно единомысленны друг с другом. Не было никаких противоречий: она во всем соглашалась с ним, он соглашался с ней. Их брак освящался благодатью Божией, потому что и он, и она — верующие люди, искренне верующие, глубоко верующие. Она по рождению протестантка, но к ней не было требований принять Православие. По закону она могла остаться в своей вере. Однако она пожелала быть со своим мужем в одной вере. Стала  изучать православную веру,  склоняться к этой вере и выбрала эту веру, хотя предполагала, что родственники, живущие в Германии, в другой традиции, могли осудить ее. Она пошла за своим мужем не только в земном, бытийном смысле, но и в духовном, приняла Православие.

Еще раз повторяю: это был очень счастливый брак, но злые люди его разрушили. В те времена  революционные идеи заразили людей, они говорили о свободе, равенстве, братстве, а на самом деле были агрессивны, полны злобы, ненависти. Революционер-террорист  бросил бомбу в карету выехавшего из Кремля великого князя, генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича. Елизавета Федоровна услышала взрыв, и ее любящее сердце сразу все почувствовало. Она побежала к месту взрыва и увидела страшную картину: куски кареты и тела  своего мужа,  разлетевшиеся по площади… И вот представьте: человек, переживший такую трагедию, такой ужас, вдруг через несколько дней идет в камеру к убийце, приносит ему Евангелие и говорит, что она его простила. 

Наш разум этого не может понять: казалось бы, убийцу нужно наказать самым жестоким образом, чтобы другим было неповадно, а она совершает чрезвычайно не естественное для нас действие. Идет в камеру к убийце своего мужа, жесточайшему убийце, просит его покаяться, говорит, что она его простила, и приносит ему прощение от своего погибшего мужа. 

В начале проповеди я сказал, что праведники, которые первыми войдут в Царство Небесное, — это праведники от великой скорби. Вот это понятие к Елизавете Федоровне можно приложить в первую очередь. Причем она не бежит от скорби, а идет дальше в эту скорбь. Она не ищет тихой и уединенной жизни вдовы, чтобы вылечить свое надорванное сердце тишиной, каким-то сердечным комфортом. Она идет к униженным, обездоленным,  больным. Она идет в скорбь этого мира. Она идет утешать, когда, казалось бы, ее нужно утешать, ее сердце нуждалось в утешении. Ее сердечные раны требовали времени, чтобы залечить их, уврачевать. Но она идет дальше, опять в скорбь: посещает самые страшные места Москвы, идёт к обездоленным,  убийцам, блудницам, к людям, потерявшим человеческий облик, к таким же, как те, что убили ее мужа.

В Псалтири есть такие слова: «Расточая, приобретаем». Вот она пошла не по земному закону — приобретать, а по духовному. Она стала расточать себя. И через это расточение стала приобретать внутреннего человека. Внутри себя она стала обретать Христа, благодать Божию, которая ее укрепляла, давала ей смысл в этой жизни. И давала саму жизнь. Потому что Христос и есть жизнь. Без Христа всё умирает, Он — Жизнь и Жизнь Вечная. И она стала стремиться к этой жизни. И не просто сама стремилась, а всех с собой стала звать в эту жизнь вечную. И своих сестер, которые собрались вокруг ее Марфо-Марьинской обители, и всех тех, кого они навещали, кому помогали.

У вас есть сестричество? Ну, вот вам такая великая покровительница и такой прекрасный пример. 

Как нужно прожить свою жизнь? В детстве нам казалось, что это бесконечно длинная череда событий. А в старости оглядываемся назад и нам кажется, что это маленькая вспышка в вечности, вспыхнула и потухла. Жизнь – это Христос. Без Христа это всего лишь вспышка. Что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались, всё должно быть во Христе. Но чтобы было во Христе, нужно нам Его найти. Много кто говорит о Христе, но мало кто знает Христа. Правда.

С праздником вас! Сегодня совпадают два праздника: Елизаветы Федоровны и преподобного Сергия. Я говорю о скорби великой, которую несла Елизавета. Несла добровольно и с радостью. Но к Сергию преподобному тоже есть такое понятие, такое слово: печальник земли Русской. Он шел ко Христу и просил не радости, он шел ко Христу, чтобы разделить Его печаль о мире сём.

Часто мы в церковь приходим в ожидании, что у нас сразу все станет хорошо. Нам станет комфортно, уютно, жизнь наша исправится. А смотрите, преподобный Сергий сознательно идет в печаль о земле Русской. Преподобная Елизавета сознательно идет в скорбь. И там они черпают радость, но радость другого рода. Есть радость приобретения, а есть радость отдавания. Подарки приятнее дарить, чем получать. Правда? Отдавайте — и Господь тут же восполнит. Чем больше отдадите, тем больше Господь восполнит. Свято место пусто не бывает.

Мы должны гордится своим именем, именем того великого святого, которое носим. Знаете, это не честь, это большая ответственность. И это, может быть, даже не радость, а великий стыд — носить имя того, который от тебя как небо от земли. Это должно не возвышать, а смирять человека. Пусть каждый из нас думает о своем небесном покровителе, сравнивает свою жизнь с его жизнью, опускает глаза и смиряется, смиряется, смиряется…
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Сергий Баранов

18 июля 2023 г.

МЕНЮ