О смирении — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О смирении

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном чтении мы слушали очень трогательную историю о ничтожном человеке. Ничтожном и внешним видом, ничтожном и по положению среди своих соотечественников. Он был мытарь и нес на себе общее осуждение народа. И, наверное, нес в какой-то части ничтожества своего самоопределения, своего духа.

И вдруг Господа окружают очень много людей разного звания, сословия, положения, которым можно было бы отдать предпочтение. И вдруг Господь свой взор обращает именно на вот этого ничтожного человека, вдруг в эту минуту предпочитая его другим. И обращается к нему по имени и говорит: Закхей, слазь с дерева, приблизься ко Мне, сегодня Я буду у тебя дома.

Есть такое понятие: на Страшном Суде многие очень удивятся, не увидев себя там, где ожидали, и увидев тех, кого не ожидали, близкими ко Господу. Во многих будет недоумение и разочарование. Один суд – человеческий, совершенно другой суд – Божий. Господь всегда предпочитает кроткого и смиренного, так Он и говорит: На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного.

Есть такое святоотеческое выражение: «Не постихся, не молихся, не бдех, на земле не лежах, но смирихся и спасе мя Господь». Все, что я перечислил, – это драгоценно пред Господом, но вот в этом святоотеческом выражении расставляется приоритет ценностей. Всё это может быть ценным и драгоценным: и молитва, и пост, и бдение, и аскеза – если оно растворено смирением. Если в каждом этом действии нет смирения, такие добродетели могут смердеть пред Богом, потому что они несут высокомерное мнение о самом себе.

«На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного». Господь предпочитает смиренного талантливому, великому, умному, и в первую очередь обращает внимание на смиренного.

Я хочу сейчас вам сделать акценты и разделить понятие истинного духовного смирения и ущербности. Это кардинально разные состояния. Смирение всегда несет с собой мир, кротость, любовь, застенчивость, красивую добрую застенчивость. А ущербность может нести зависть, тщеславие, гордость и ненависть к тому, кто тебя опережает, или кого предпочитают тебе.

Так вот эти состояния кардинально разные по своему действию, по своей природе. Ущербность и скромность, смирение – это разные состояния. Богу не нужны ущербные. Богу нужны и милы смиренные, потому что они несут с собой мир, благость, милосердие, кротость, воздержание. Вот это всё действия смиренного сердца. Бог любит таких, Бог ищет таких.

Но не только Бог. Каждый из нас может чувствовать состояние человека, которое при общении направлено в сторону тебя. Со смиренным всегда приятно. Со смиренным спокойно, очень тихо, надежно. И душа всегда ищет смиренного друга, доброго, кроткого.

Смирение не обязательно может быть чрезвычайно образованным, мудрым, красивым, величественным. Смирение – это таинство сердца, которое мы определяем именно по действию, которое мы ощущаем в сторону нас и в сторону мира. Смирение нельзя играть, смирение нельзя изобразить, потому что это будет искусственно и это будет неправда, и это будет очень некрасиво. Смирение – это естественное состояние сердца, которое рождается в процессе духовной жизни. Если человек живет правильно выстроенной духовной жизнью, его сердце воспитается в смирении. Если он правильно подвизается, он обязательно будет смиренным. Он обязательно придет к правильному пониманию о самом себе, правильному пониманию в отношениях с Богом: Господи, я ничто. Всё – Ты. И тогда в нем естественно вызревает состояние любви, кротости. Даже в некоторой степени застенчивости, такой очень красивой, доброй застенчивости.

Преподобный старец Софроний Сахаров рассказывает такую историю. Когда он жил на Афоне возле монастыря Святого Павла, в пещере пустынником, в сугубой внимательной молитве, он был духовником греческого монастыря многих скитян. Его чувства духовные были очень обострены в связи с правильной духовной жизнью, с внимательной, с уединенной. И он говорил, что в те времена встречал на Святой Горе Афон отцов, которые были в нетварном свете, сами не подозревая того.

Как мог произойти вот такой феномен? Ты находишься в чрезвычайном состоянии духовном и не даешь оценку своей чрезвычайности. Он говорил, что их духовная жизнь проходила так стабильно, постепенно, плавно, что они вошли в это состояние не рывком, не наскоком, а настолько плавно, что для них оно стало естественным. Они не видели своей чрезвычайности, им казалось, что это естественное состояние человека, и все должны быть такими, и все так живут.

Правильная духовная жизнь предполагает плавное, постепенное движение в Царствие Небесное. Мы не скачем, мы не бежим, мы стабильно идем, идем и идем. Не останавливаясь, не ускоряя шаг, чтобы потом не остановиться, чтобы перевести дыхание. Всегда так бывает. Человек сначала ускоряется, потом он задыхается, останавливается, чтобы перевести дыхание. И вот эта остановка бывает маленьким поражением.

Идите стабильно, идите ровно. И тогда ваш результат будет надежным. И самое главное, что вот в этой ровности, стабильности для вас будет всё естественно. У вас не будет рождаться мнение о себе, как о человеке очень духовном, высоком. Вам будет казаться, что все так живут и я так живу, и ничего я из себя не представляю. И, может быть, тогда на Страшном Суде, мы удивимся, когда Господь нас из последних вдруг позовет и скажет: «Друг мой, пересядь повыше с последнего места, Я прошу тебя».

Богу Нашему слава! Слава! Слава! Слава! Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов,
Новоспасский монастырь, г. Москва,
29 января 2023 г.

МЕНЮ