О скорбях и самомнении — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О скорбях и самомнении

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Православного старца Ефрема Аризонского, который почил несколько лет назад, многие знают как великого и духоносного старца. Когда-то он был послушником, самым младшим послушником у другого великого старца – Иосифа Исихаста Афонского, пещерника, уже канонизированного святой Церковью. И когда молодой Ефрем был послушником, старец Иосиф ему говорил, что на пути восхождения к Богу святые отцы, преподобные отцы, подвизающиеся Христа ради, находятся, как на лестнице, на разных ступенях: кто-то выше, кто-то ниже к Богу. Тогда молодой, наивный еще Ефрем спрашивает: «Отче, геронда, а я где?» Тот отвечает: «А ты еще нигде. А ты еще нигде, потому что ты не покаялся еще».

Старец Иосиф, опытный воин духовный, определил главный смысл восхождения к Богу. Покаяние – это первая ступенька. И если ты ее не прошел, все остальные твои подвиги – это подвиги антихриста, подвиги гордого сатаны. Помните, может быть, кто-то читал: сатана явился Антонию Великому и говорит: «Ты бдишь ночью, а я вообще не сплю. Ты строго постишься, а я вообще не ем. Все твои подвиги – ничто. Я могу все сделать больше. Единственное, что не могу сделать – смирения. Все могу делать по гордыни своей. Могу вообще не спать, могу колени свои в кровь стереть, стоя на молитве, могу не есть, могу обходить весь мир и даже делать добрые дела, но не из любви, а из гордости своей. Ходить, добрые дела делать и наблюдать за собой со стороны, какой я прекрасный человек. Все могу! Кроме смирения».

С этой точки только начинается, только-только начинается вхождение в духовную жизнь. Кто не прошел этой точки, даже не мечтайте о духовной жизни. Это воздушные замки, которые рухнут. Вы строите, лепите, вам кажется, что у вас уже нечто грандиозное. Вы столько намолились, столько добрых дел наделали, столько в храм ходили – и вдруг это рушится в один день. Вы еще нигде, потому что не покаялись.

Есть такое понятие, что скорби попускаются человеку в двух случаях: грешникам – для смирения, а праведникам – для совершенства. И самая-самая главная ошибка, если вдруг грешник, еще не покаявшийся, не прошедший вот эту точку покаяния, вдруг подумал, что ему скорби попускаются для совершенства. Скорби для совершенства попускаются покаявшимся, уже умудренным через покаяние, уже опытным. Но если горе-послушник, горе-христианин, который только пришел в церковь, вдруг думает, что скорби ему попускаются для совершенства (а он еще не прошел точку покаяния), то он, бедный, не понимает: скорби – это его неправильное поведение, скорби он устраивает сам себе.

Заповеди Божии – это не заповеди запрещения, не желание Бога властвовать над человеком: Я тебе велю это, не велю это. Заповеди Божии – это рецепты счастья. Господь нам говорит: «Вот делай так – и станешь счастлив. Станешь нарушать – будешь болеть, будешь скорбеть, тебе будут сопутствовать неприятности». Человек нарушает и все время находится в скорби. И горе этому бестолковому подвижнику, если он думает, что уже взошел в ту степень духовной жизни, когда скорби – это его совершенствование. Это для батюшки Серафима Саровского скорби – это совершенствование, умудрение. А для нас, бедных, не прошедших еще точки начальной, скоби – это наши грехи.

В Орске когда-то жила монахиня Евпраксия. В советское время не было монастырей, и наши орские монахини жили по квартирам. Я ее навещал, причащал. У нее была тяжелая болезнь. Я приезжаю – ее астма душит. Читаю молитвы на причастие, а она чуть ли не сознание теряет. Только причастилась – раз и ожила. Прямо как реанимация к ней приехала. Говорю: «Матушка Евпраксия, что у Вас болит?» Она отвечает: «Крехи мои болят» (она чувашка была). Вот как правильно понимала, что у нее болит. Она ни разу не сказала, что Господь её посещает, чтобы совершенствовать. Она всегда говорила: грехи мои болят.

Горе-послушник, горе-монах, горе-христианин, не пройдя того периода, когда приходит понимание, что все его проблемы от него самого, вдруг заявляет: «Меня Господь посетил скорбями, это для моего совершенствования, моего смирения». Да какое у тебя смирение, у тебя мнение о себе! «Духовник меня поругал – это он меня совершенствует». Да не совершенствует он тебя, он просто уже не сдерживается! Поэтому он тебя поругал. Святой Ефрем Катунакский сказал такую фразу: «Не расстраивай Бога, не нарушай заповеди, Он отнимет благодать у духовника, и духовник тебе всыплет. А потом Он вернет ему благодать, и он опять станет умиротворенный, добрый».

Самая главная ошибка – неправильно понимать наличие скорбей. Я сомневаюсь, что среди нас, здесь стоящих, много людей, которым посылаются скорби для совершенства. Пока еще скорби – это наше неправильное поведение. Это нарушение закона, закона счастья, и поэтому у нас все время несчастье. Давайте отрезвимся, вернемся в разум. В разум о самих себе: что мы и кто мы. И тогда, может быть, мы только еще подойдем к той первой ступенечке, когда старец Иосиф говорит: «Ты еще не покаялся».

Господи, отыми у нас безумие и дай нам разум, который в христианстве называется смиренномудрием. Кто-то считает себя очень мудрым, но если он просто мудрый, то духовно он безумный. Православная мудрость называется смиренномудрием. Без этого первого слова «смиренно» мудрость становится мудростью века сего, которая начинает безумствовать в духовном пространстве. Такой умный, такой благополучный все понимает, а в Бога не верует. Ну и что? Умер – и закопали его с его мудростью, даже если его в этой жизни никакие скорби не посетили. Закопали и забыли. Вся его мудрость – два метра под землей. Если он не наследует Царство Небесное, в чем его мудрость? Это глупость.

Богу Нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов
7 мая 2023 г.

МЕНЮ