О рабах, наемниках и детях — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О рабах, наемниках и детях

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Рабы работают за то, что их кормят и чтобы их не били. Если плохо работают — их бьют. Наемники работают за плату: сколько заработал – столько и получил. Здесь уже более выгодно и отношения другие. Вот у ветхозаветных людей философия жизни была такова, что они отчасти были рабы, отчасти наемники. Рабское отношение у них было с Господом: «Господи, мы будем себя хорошо вести, пусть нас минуют землетрясения, наводнения, ураганы, болезни. Если мы будем плохо себя вести, то понимаем, что нас будет преследовать наказание».

В некоторой степени ветхозаветные люди еще жили как наемники: «Господи, я буду себя хорошо вести, и Ты не только избавишь меня от наказания, но ты еще что-то мне в этой жизни дашь». Даже в Псалтири у Давида есть такие слова: «Я прожил жизнь и не видел праведника оставлена ниже семени его, просящих хлеба». То есть сама праведность как бы предполагала уже некоторую степень благополучия.

Но вот приходит Христос, приносит новую религию, новую философию, и, казалось бы, Его последователи должны иметь еще больше. И вдруг самые первые Его последователи имеют то же самое, что и Он Сам: крест, распятие, унижения, гонения, избиения и самую крайнюю степень – смерть. Четыре века, четыре первые века лились кровь христианская просто рекой, просто за то, что ты христианин, просто за исповедание веры. Ты не протестуешь, ты не организовываешь никаких демонстраций, просто за сам факт твоего христианства тебя уже преследуют, мучают и убивают. И, казалось бы, что это за религия такая? Какая-то несуразица.

Что нам принес Христос? Что Он нам предложил? Если до Него люди хотя бы имели положение раба: хорошо себя ведешь – не бьют, кормят. И даже более того, положение наемника: потрудился на совесть и получил много, и ты богат, и семья твоя благополучна. И вдруг Христос приносит такую непонятную религию. Да, Он сначала ходит, исцеляет слепых, больных, прокаженных. И люди сначала откликаются на это, идут за Ним тысячи. Но вдруг вся Его проповедь заканчивается на Кресте, на Голгофе самой-самой позорной смертью. Римского гражданина нельзя было распять на кресте, потому что это было унизительно для римского гражданина. На крестах распинали только разбойников и самых-самых ничтожных людей. Вдруг такая несуразица. Что же Он нам принес? А если Он ничего не принес – другая несуразица: а что же четыре века люди идут на смерть добровольно? В житиях древних святых в Афинском амфитеатре мучили христиан, терзали их львами, распинали на крестах, разрезали на куски. Бежит по Риму женщина с ребенком. «Куда ты бежишь?» — «Там христиан мучают, я тоже христианка». — «Безумная! Разве ты не понимаешь, что там тебя сейчас убьют?» — «Понимаю». — «Но дважды ты безумная, ты сама бежишь и ребенка куда тащишь с собой?»

Это не фанатизм. В этих людях должна была быть какая-то веская, глубокая причина, чтобы так поступать. Нельзя не то что не работать или терпеть, на смерть идти ни за что. Ни за что никто не пойдет, это безумие, бессмыслица. А что же у них было? У них, наверное, было нечто большее, чем у ветхозаветных людей. Не просто договориться с Богом, чтобы не было землетрясения, мора или наводнения. Не просто получить плату в формате этого мира, а потом ночь не спать, думая, как эти деньги не потерять, как их преумножить, как бы их инфляция не съела, что же с ними делать?

Мне один наш священник рассказал просто анекдотическую ситуацию. Когда была нестабильность в 2008 году с деньгами, к нему подходит один начальник и говорит: «Отец, а ты как деньги хранишь?» Я взял и пошутил: «В золотых слитках храню, они инфляции не подвержены». Через месяц приходит тот начальник и говорит: «Давай, расскажи схему, как ты в слитки переливаешь, куда ты слитки прячешь…». Я даже не понял: «Да ты правда что ли? Я же пошутил, откуда у меня золото?».

Нельзя жить иллюзией, она развеется, как туман. Так вот у христиан, наверное, было что-то очень реальное и очень дорогое. Господь в Евангелии говорит: «Человек продает имение и покупает жемчужину». Всего одну жемчужину. Человек может отдать за нее все деньги, когда знает ей цену: это китайская бижутерия, бусинка или это действительно драгоценность, которая стоит всего имения.

Так вот, у христиан выстроился приоритет ценностей, они поняли, что самое ценное на этой земле. Кто-то скажет: семья. Иди на кладбище, посмотри на могилы своих родителей — это твоя семья. Муж схоронил жену, жена – мужа, а кто-то самое-самое страшное – детей уже схоронил. Пережить своих детей — это самое страшное. Священник часто стоит возле гроба. Возле гроба все смыслы рассыпаются, все ценности рассыпаются вместе с покойником, который тоже рассыпается. Кто-то посвятил свою жизнь искусству, кто-то науке, кто-то социальному служению. Поверьте мне: всё рассыпается. Люди старшего поколения, пожилые люди это не понимают, а шкурой чувствуют: всё это рассыпается. Всё это может быть и должно быть, но это не главная ценность для человека.

Так вот, христиане возле Христа приобрели самую-самую главную ценность – Его Самого. И после вознесения Он остался с ними Духом Святым. Благодать Духа Святаго они приобрели. Однако проверить: китайская бижутерия или действительно драгоценная жемчужина, возможно только на кресте. На кресте иллюзии рассыпаются. Всё, о чем ты мечтал, чего ты себе выдумал, кажется, ты что-то переживаешь, — иди на крест – всё рассыплется. И только настоящая драгоценность выдержит. Она крепка, она незыблема. Поэтому Христос приносит Самого Себя и тему креста. Чтобы быть с Ним, нужно пройти сквозь крест. Крест — это Его тема, крест неотделим от Него.

Сегодня мы вспоминаем опять Страсти Христовы. Как апостол говорит: «Для эллинов – безумие, а для нас – сила Божия». Для эллинов безумие, потому что они не знают, они этого не могут понять. Как можно понять то, чего ты не знаешь и что даже не оформлено в формат этого мира, что над миром. Они не понимают. Апостол Павел приходит в Афинский ареопаг, к мудрейшим людям города Афин, которые постоянно собираются, чтобы поделиться мудростью, посоревноваться в своих мыслях, и он говорит им о Христе. Но они не хотят слушать: «Безумствуешь, Павел. Приходи в следующий раз, может быть, тогда мы тебя послушаем. Безумствуешь». Этим умнейшим людям на земле, но именно на земле, Христос не вмещается в их земные головы.

Некоторые люди, приходя в Православие, хотят быть или рабом или наемником. Поймите, пожалуйста, Православие – это религия не рабов и наемников, это религия детей. А ребенок идет за своим Отцом туда, куда идет Отец. Идет отец на войну — ребенок разделит его страх, его участь. А если отец идет на крест, ребенок невольно разделит его участь, этот крест пройдет его сердце. Если мы правильно выстроим приоритет ценностей — что в этой жизни самое главное, а что второстепенное — то в нынешние сложные дни мы победим, потому что будем биться за высшую ценность. А если мы будем биться за земное, то проиграем, потому что в этой войне смысла нет.

Богу Нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов

23 июля 2023 г.

МЕНЮ