Слово в день памяти преп. Серафима Саровского
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! В Евангелии есть момент, где Господь произносит: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Многие христиане, даже христиане, к сожалению, не понимая слов Спасителя, думали, что второе пришествие Христово будет уже в первом веке, когда еще живы апостолы. Но проходит первый век, второй, десятый, двадцатый, и для тех людей, которые не понимают, о чем же сказал Христос, даже возникает некоторое недоумение. Но именно после этих слов Христа, когда Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам, что есть здесь некоторые стоящие, которые увидят Царствие Божие уже сейчас». Буквально после этих слов Он берет апостолов самых близких Ему, поднимается на гору Фавор и преображается пред ними. И, как говорит Евангелие, они видят Славу Божию и Нетварный Свет Божий. И первое что вдруг говорит апостол Петр, самое первое и самое точное определение вот этого момента, он говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть».
Когда человек вдруг входит в славу Божию, вот в это чудо нетварного света, когда он весь окутан благодатью, первое самое точное. Всё остальное потом, и всё остальное – это второстепенное. Первое, что он говорит, «Хорошо мне здесь быть». После апостолов это были не единственные люди, которые видели Царствие Божие в силе уже в этом веке. После апостолов были тысячи святых в первом, четвертом, десятом… В десятом веке Симеон Новый Богослов, чрезвычайный человек, вдруг говорит такие слова: «Если ты в этой жизни не встретился со Христом, то и в той жизни всё под большим вопросом». Если в этой жизни у тебя не случилось чуда преображения твоего личного, то и в следующей жизни всё очень зыбко.
Симеон Новый Богослов – десятый век, Григорий Палама – тринадцатый век. И вдруг вот уже почти совсем-совсем близко к нам преподобный батюшка Серафим. Он входит в такой мере в благодать Божию, в такой мере, в какой мере имели апостолы на святой горе Фавор. Хотя он, казалось бы, это девятнадцатый век! Девятнадцать веков его отделяет от того события, произошедшего на горе Фавор. И вдруг он через девятнадцать веков почти в полной мере повторяет состояние апостолов, и не просто держит это в себе, как свою личную тайну. Вдруг он этим делится через своего близкого послушника Мотовилова, но через него он делится со всеми нами. Берет Мотовилова в снежном лесу за руки, и вдруг происходит чудо преображения и осеяние вот этим нетварным светом. И когда батюшка Серафим спрашивает Мотовилова: «Что Вы чувствуете?» Ну, там были разные слова: и теплоту, и свет. Но главная тема была опять та же самая: «Батюшка, хорошо мне здесь быть, остаться бы здесь навсегда». Как апостол Петр в наивности своей детской говорит: «Хорошо нам здесь быти. Господи, давай сотворим три кущи. Одну тебе, одну Моисею, а одну Илии. А мы можем и со вне посидеть и порадоваться». Вот, невольное детское такое восклицание.
Господь говорит: ничто нечистое не войдет в Царство Небесное. И поэтому Он говорит: «Хотите войти? Очиститесь». И каждый из нас, слыша этот призыв, вдруг возгорается, искренне возгорается: «Хочу, Господи!» – и пытается очиститься. И заходит всё время в тупик. Не получается очиститься. Если еще какие-то внешние потуги у нас удаются, внешнее соблюдение, то внутри, внутри такое происходит!.. И ничего мы с этим сделать не можем. И все христиане в какой-то момент приходят прямо на грань отчаяния и говорят: «Господи, Ты же видишь, я искренне хочу, но у меня ничего не получается». Они начинают борьбу с этим внутренним срамом, и всё время им сопутствует поражение, всё время они никак не могут сладить.
Хочу вам сказать очень важную вещь, но, по крайней мере, для меня опытно это самое главное понятие, без которого невозможно очиститься. Самое точное выражение в сторону Христа, самое точное: Иисусе Сладчайший. Когда Христос станет для вас Сладчайшим, – не Сладким, а Сладчайшим, – когда Его сладость станет больше, чем любая земная сладость, чем вкус приятной пищи, которой мы обжираемся, чем вкус блуда, которым мы упиваемся, чем вкус тщеславия, которое нас тешит и кружит голову, ведь ничто так не умиляет человека, как тщеславие. Так вот, если Иисус станет сладчайше всего этого, только тогда Он побеждает и превозмогает внутри вас. Он должен для вас стать реальным и должен стать Сладчайшим. Поэтому все те христиане, которые просто борются, противореча греху, но, может быть, чего-то они достигают, но в полной мере не получается. По крайней мере, я про себя искренне говорю. Пока мы не поймем, что все наши силы должны быть направлены не просто на борьбу с грехом, а все наши силы, всё наше внимание, всё должно быть направлено на искание Христа и соединение с Ним. И, соединяясь с Ним, мы начинаем ощущать, что Он действительно Сладчайший. И Его сладость перебивает всю другую сладость земную. Всё земное потом становится горечью в контрасте со сладостью Сладчайшего Христа. Только так можно победить грех. Христос должен для нас стать Сладчайшим. Всё остальное, земное, все наши страсти могут остаться просто сладкими. Но Христос должен быть Сладчайшим.
Вот это произошло в батюшке Серафиме Саровском. Он не победил сам собою грех, он познал Христа, насколько Он сладок, и всё земное для него стало бесвкусным, а то и горьким.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Иисусе Сладчайший, не оставляй нас! Матушка Богородица, спаси нас!
С праздником вас!
И, прикоснувшись к сладости Христа, батюшка Серафим стал сладким, по соприкосновении с Ним. Сладким-сладким-сладким стал.
Протоиерей Сергий Баранов
15 января 2023 г.