О мудром родителе — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О мудром родителе

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в Евангельском чтении мы слушали повествование о том, как Господь исцеляет бесноватого мужчину. Мужчину, который много лет страдал этой чрезвычайной скорбью. Он был не просто бесноватым, а как говорит Евангелие, в нем был легион бесов, и они истязали его изнутри неимоверно тяжело. В Евангелии говорится, что его и вязали путами, чтобы он не ходил, не бился об скалы, не раздирал свое тело, и одевали его, а он всё разрывал на себе. Вернее, не он разрывал, а действие бесовской силы. И скитался обнаженный, холодный, голодный по пустынным местам.

И вот какой трогательный момент: Господь, изгоняя этих бесов, вдруг входит в диалог с этой бесовской силой. И бесы Ему говорят: «Нас здесь легион». И дальше бесы обращаются с мольбой к Господу: «Если Ты будешь нас изгонять, не изгоняй нас в бездну». Смотрите, какой трогательный момент: Бог отвечает на молитву бесов, они Его просят, и Он отвечает на молитву бесов. Даже не посылает их в бездну. Они говорят: «Вот стадо свиней пасется, позволь нам войти в свиней». И Господь позволяет им войти в свиней. Какой трогательный момент: бесы молятся, и Господь отвечает на молитву бесов.

Каждый из нас, здесь стоящих, молящихся от случая к случаю, от скорби к скорби, от просьбы к просьбе, каждый из нас может сейчас возмутиться сердцем по своей духовной неопытности, по своему духовному неразумию и сказать: «Господь даже бесов слышит и отвечает на их мольбу. А почему же Господь часто не отвечает на мои просьбы в каких-то моих чрезвычайных обстоятельствах? Сколько в моей духовной жизни было случаев, когда я просил: Господи, помоги, мне уже совсем тяжело, у меня уже критическая ситуация. И почему-то мне кажется, что Бога в этот момент не было рядом со мной, и Он не отвечал на мою просьбу». Смотрите, что дальше происходит с этой просьбой бесов. Господь им отвечает: «Просите – хорошо, пусть будет так. Хотите войти в свиней – пожалуйста, пусть будет так». Но для бесов это ничего не меняет, они входят в стадо свиное, взбешивают это стадо, и стадо летит на кручу и бросается в бездну. Для бесов ответ Господа и сочувствие на их просьбу ничего не меняет, потому что они как были бесами, так и остались, и их повреждение ничего не изменит.

Так вот, к ответу Господа на любую нашу просьбу должно быть встречное изменение нашей природы. Чтобы мы начали изменение природы, это по-гречески «метанойя», по-русски – «покаяние». «Метанойя» – греческое слово, которое означает изменение сознания. Когда у человека изменяется сознание, он начинает действовать духовно правильно. Во-первых, он начинает молиться правильно, просить правильно, принимать правильно и сохранять это правильно. Может ли Господь отвечать на каждую нашу просьбу, глупую, неразумную? Иногда нам кажется, что мы просим на благо, а в связи с нашим несовершенством ума и нашей души, и нашего сердца, изъеденного грехом, просьба на благо в перспективе повторит описанную ситуацию. Господь говорит: «Хорошо, просишь – пусть будет так». А результат бывает отрицательный, потому что мы просим не на благо. Как говорит апостол: «Просим и не получаем». Почему? Потому что просим не на благо.

А что же такое благо? Благо – это понятие очень относительное. Одно благо – это в разрезе нашего человеческого бытия земного. Нам кажется благо – это благополучие, стабильность, спокойствие. А духовное благо часто бывает другим. Господь произносит своим ученикам такие страшные слова: «Хочешь быть Моим учеником – бери крест и следуй за Мной». И как дальше говорит Евангелие: «И многие после этого перестали ходить за Ним». Потому что в теме креста они не увидели благо. Они жили земным мировоззрением: благо – это когда в семье все хорошо, все здоровы, есть работа, есть стабильность, есть деньги, никто не болеет. Для нас, земных, это благо. Но Господь всегда смотрит со стороны вечности, и Он видит, что, когда у нас в этой земной точке бытия будет всё благо, наше сердце зачерствеет. Наше сердце начнет думать, что вот эта точка, всего лишь точка на линии жизни. Наша жизнь – что такое? Вспыхнул и потух. Кому-то кажется, что сто лет – это очень много. Спросите пожилых людей: «Это много?» Они скажут: «Да я как будто вчера только родился. Так жизнь промелькнула». И когда мы весь смысл пытаемся засунуть вот в эту маленькую точку, мы всегда ошибаемся. А Господь смотрит не на эту точку, а Он смотрит на вечность, и Он строит Свою заботу о нас с точки зрения вечности. И Он понимает, что, если мы всё наше внимание, всю нашу жизнь, все наши ценности сконцентрируем вот в этой всего лишь точке, мы ошибемся, это нам повредит. И Господь попускает скорби, чтобы мы поняли, насколько в этой жизни все зыбко, ненадежно. Кажется, вот-вот ты ухватил эту стабильность, но оттуда, откуда не ожидаешь, приходит скорбь. Это как дом, который строится на песке. Или как тот богатый, который собрал себе богатство и думает, что так будет всегда. И он даже не знает, что уже в это время вор планирует, как его обокрасть. Он даже не понимает, что обстоятельства в жизни, попущенные Богом, уже идут ему навстречу. Вот именно в тот момент, когда ему кажется, что он всё предусмотрел, всё просчитал, всё будет стабильно, он даже не подозревает, что именно в этот момент к нему идет скорбь, и эта скорбь в промысле Божием. И этот промысл спасает нас на перспективу, туда, вперед.

Человек, очнись! Всё очень зыбко, всё очень нестабильно. Живи перспективой вечности. Туда живи, в вечность. Не останавливайся всем своим умом и всеми мыслями здесь, в этой точке. Этой точки завтра не будет. Завтра не будет ни того, ни сего, ни скорби ни радости. Поэтому неси и скорбь с благодарностью Богу, и радость неси, вспоминая, что это не самое главное, не в этом смысл. Всё проходит, и это пройдет.

Люди, которые знают скорбь, становятся мудрыми в вечность. А люди, которые не знают скорби, тоже мудрые, но сиюминутно, в формате этой жизни. А завтра этой жизни не будет. Мы, христиане, трудимся на перспективу, на жизнь вечную. И поэтому ходим в храм, молимся, соблюдаем заповеди, бережем отношения с Богом, хоть нам плохо, хоть не плохо, хоть идет молитва, хоть кажется нам, что Господь нас совсем оставил. Иногда нам кажется, что я – самый несчастный человек в мире, потому что у этого, вроде, всё неплохо и у этого стабильно, но почему же у меня опять плохо? Да, может быть, как раз в эту минуту Бог целует тебя и обнимает, потому что Он тебя любит на перспективу.

Земной родитель, который не мудрый, балует чадо, ему жалко его вот в этой сегодняшней сиюминутной точке. И он совсем не думает, что это разбалованное дитя когда-нибудь будет страдать из-за своего разбалованного характера там, в будущем. Но родитель земной, ограниченный своей земной любовью, любит только сейчас. Он совсем не понимает, что сейчас, может быть, даже нужно употребить строгость, пережить слезы своего ребенка для того, чтобы на перспективу его чадо было мудрым, трудолюбивым, послушным и счастливым.
Мудрый родитель с болью в сердце, со скорбью переносит сиюминутную скорбь своего ребенка и любит его на перспективу. А глупый, наверное, в этом ребенке любит самого себя. Он не может пережить сиюминутный дискомфорт слез своего ребенка, печали своего ребенка. И он не думает, что с ним будет дальше.

Богу нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов

12 ноября 2023 г.

МЕНЮ