О лествице — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О лествице

В Неделю преподобного Иоанна Лествичника

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя четвертая неделя Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который сказал нам о пути в Царствие Небесное. Он провел такую аллегорию с лествицей, с лестницей, по которой человек ступает постепенно от одной ступенечки на вторую, на третью. Вот это понятие постепенного восхождения в Царствие Небесное очень драгоценно для нас, христиан. Человек сначала ступает на первую ступенечку, на вторую, третью… Все это проходит очень постепенно, это требует труда.

Мы как-то предполагаем себе, что ступенечки одного стандарта, – шагнул и дальше побежал. Но ступени в Царствие Небесное бывают и очень высокими. И даже на одну ступенечку приходится не просто легко шагнуть, а буквально карабкаться. Мы-то знаем. На каждую ступенечку, и даже не на одну, а на каждую ступенечку приходится просто тянуться, карабкаться, употреблять очень большие усилия.

Казалось бы, если человек имеет искреннее желание, искренний настрой, ну, почему бы Богу не помочь ему, взять за руку и просто быстренько пролететь всю эту лесенку? Господь человеколюбивый Отец Наш Небесный сознательно выстраивает восхождение в Царствие Небесное через эту лестницу постепенности, труда, иногда неимоверного труда. Если человеку дать быстрое восхождение в Царствие Небесное, у него не будет опыта. Есть святоотеческое выражение такое: «Свят, но не искусен». Ему святость милостью Божию дана даром, и он очень легко, естественно, вошел в это состояние. Но он не проходил искусство борьбы, и поэтому он свят, но не искусен.

Однажды одного святого отца с Древнего Патерика ученики спросили: «Отче, вот один человек прошел уже долгий путь, имел большой опыт, но пал. И новоначальный пал. Кому легче восстановиться?» Старец говорит: «Тому, который имеет опыт. Он знает, как это делается, даже если он пал, у него есть опыт борьбы, есть опыт преодоления, а еще у него есть закаленная воля. Когда бьются два бойца, побеждает более искусный». А еще, чтобы победить в поединке, нужно не только искусство, нужно иметь, как борцы говорят, функциональность. Нужно иметь долготерпение и запас сил. Потому что искусный, но не функциональный может сразу выгореть и начнет поединок очень красиво, победоносно, а потом у него руки повиснут. Он не натренирован функционально. Поэтому, во-первых, нужно искусство, нужно искусство, которое дает опыт. И нужна функциональность, тренировка, закалка организма.

То же самое происходит в духовной битве. Нужна закалка. А тот, кто не проходил долгих, изнурительных, неимоверно изнурительных тренировок, тот не закален. И даже дай ему искусство, но он не выстоит долго, он сломается.

Лествица Иоанна Лествичника – это образ нашего восхождения в Царствие Небесное. Постепенный, долгий, изнурительный труд. И еще есть одна важная деталь. Если человек одним рывком, одним вдохновением взойдет на высокую ступень, а незнание самого себя, как ничтожества, как падшего существа, греховного, будет отставать, то этот успех сведет его с ума. И он повторит путь сатаны, того светлого ангела, который был у Престола Божия, и который залюбовался собой и пал в самые-самые глубины ада.

Почему нужна постепенность? Потому что возрастание в духе должно быть постепенным. И вот эта постепенность как бы прячет от человека мнение о самом себе. Он постепенно входит, и ему кажется все естественно. Какой вчера был, такой и сегодня. Он не видит, что действительно поднялся уже высоко. Но постепенность закрывает для него опасное видение самого себя, что он уже нечто. Это начало скатывания обратно.

Сегодня так не случайно совпало чтение Евангелия, помните, читали Евангелие о том, как Господь исцелял бесноватого юношу. И отец бесноватого юноши говорит: «А ученики Твои не смогли его исцелить». Иоанну Лествичнику когда-то задали вопрос. Представляете, это IV век, это не XXI век, когда мы уже так далеки от Бога. Представляете, тогда ему задают вопрос: «Почему Господь в Евангелии сказал: Именем Моим бесы ижденут, глаголы возглаголят, а аще и смертое испиют – не вредит их, горы передвигать будут. А почему мы не видим в христианах этого? Почему мы не видим?» И тогда Иоанн Лествичник, не смущаясь, потому что он знает суть своего ответа, — отвечает очень коротко: «А где вы нынче видите преподобных?» Чтобы передвигать горы, нужно быть преподобным.

А я дальше продолжу мысль Иоанна Лествичника: а кто ж такие «преподобные»? Это замечательные люди, которые своим трудом, аскезой, подвигом чего-то добились? Сами в себе? Ни в коем случае! Ни сами в себе, а которые слезами покаяния призывали в себя, внутрь себя, благодать Божию, Самого Христа. Почему «слезами покаяния»? Кто зовет Спасителя? Тот, кто погибает. Тот, кто переживает очень глубоко свое падение, свою гибель, он начинает очень глубоко, со слезами призывать: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Иисусе», – и начинает теснить Его внутрь себя. И только тот, кто считает себя ничтожеством, тот может уступить место Христу. Тот, кто еще не дошел до этого, тот будет пытаться сам все время все сделать сам. Я сам спасусь, я сам помолюсь, я сам мобилизуюсь, сейчас попощусь, исполню заповеди. Так вот, пока вот это будет «сам», ты будешь, извините меня, клоуном, будешь ничтожеством.

Так вот, кто прошел эту точку своего ничтожества, своего недостоинства, тот уже говорит: «Я не могу сам, приди Ты, я уступлю Тебе это место (показывает на сердце), я отдам Тебе этот руль. Пожалуйста, Ты порули, я не могу, я все время куда-то врезаюсь, разбиваюсь. И других калечу, и себя уничтожаю. Прииди, вселися в ны».

Так вот, суть преподобия – это не совершенствование самого себя в каких-то духовных подвигах и раскрытие в себе внутренних духовных талантов. Это могут делать эзотерики, фантазеры, сумасшедшие. Христиане делают по-другому. Христиане подходят к той точке, когда говорят: «Я – ничто, ноль. Может, даже минус. Христе, делай все Ты, я ничего не могу». И вот природа преподобия – это присутствие Бога внутри тебя. Это Он потом передвигает горы, ходит по водам, это Он потом смертное испиет и не вредит Ему. Если ты, безумец, сам по себе выпьешь, и тут же умрешь. Чудо – это область Бога, это прерогатива Бога. Наша часть – это смирение. Смиренное понимание, что мы есть на самом деле. А что мы есть? Да ничего мы не есть.

Когда Господь творил человека, взял глину и вдунул в него дыхание жизни. Убери дыхание жизни – и останется глина. Убери от него Дух Святой – и останется животное. Да еще из всех животных самое страшное животное. Потому что животные другие имеют когти, зубы острые. А человек еще имеет разум. И поэтому он побеждает, уничтожает. Они в Красную Книгу сначала попадают, а потом вообще перестают быть. Даже вот эти зубастые, когтястые животные сильнейшие, этот беззубый безкогтистый человек уничтожает их, потому что у него есть страшное оружие – разум, ум. Но если это оружие направлено не на добро, он становится самым страшным животным. Он не только весь животный мир истребит, он сам себя истребит. Он обязательно придумает атомную бомбу и взорвет весь мир, и свалит это, в конце концов, на Бога: «Господи, какой Ты жестокий, Ты попускаешь нам войны». Да Господь в это время на кресте висит, а вы безумствуете, грызете друг друга, уничтожаете, и Бог виноват.

Кто хочет быстро в Царствие Небесное, тот не туда пришел. Царствие Божие, как святые отцы говорят, нудится. Это самое точное слово – нудится. Это слово предполагает долгий, мучительный, длительный, терпеливый процесс. Но если ты не согласен, иди быстро – в ад. Или очень долго в рай, или быстро – в ад. В ад можно быстро попасть. Как и в тюрьму. Натворил делов и всё.

Господи, дай нам разума!

Как христианский разум звучит? Смиренномудрие. Вот, когда способность рассуждать растворена и опирается на смирение, тогда она становится смиренномудрием, великим разумом. Без смирения разум, данный человеку, становится страшным оружием, человек безумствует.

Богу Нашему Слава всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов
26 марта 2023 г.

МЕНЮ