О корне всех грехов — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О корне всех грехов

Корень всех грехов, природа любого греха, если самую суть поискать, – это эгоизм. Эгоизм – это антипод любви. И если Бог есть Любовь, то эгоизм – это противоположная сторона, это сторона сатаны. И все мы болеем, каждый в свою меру, все мы болеем этой болезнью эгоизма.

Что сделали Адам с Евой в раю? Скушали яблоко что ли? Они допустили эгоизм в противовес любви. Бог их просил, Бог, Который их Отец, Который их любил, Который покрывал их от всякого зла, от болезней, от неприятностей. Он так просто и коротко их попросил, как Отец: «Пожалуйста, не ешьте». Ну, что там всего-то было: есть или не есть. Они же не голодные были. Ну, правда же? Чего стоило просто послушаться? Не было ничего такого чрезвычайного. Что было чрезвычайное? Это предпочтение себя любимому, любимому Отцу. И главное – кого они предпочли! Бог – самое светлое, что есть на земле; и подходит змей – самое ничтожное. Они Богу не верят, а верят змею. Не слушают Бога, Который коротко и просто, по- отцовски их просит: «Не ешьте, Я вас прошу». Они Его не слушают. А слушают это ничтожество, которое им шепчет на ухо: «Ешьте, не верьте. Бог вам сказал, что смертию умрете. Не верьте». Смотрите: они предпочитают ничтожество своему любимому Отцу.

Человек допускает эгоизм. Любые катастрофы, любые недоразумения от глобальных до самых детальных в отношениях между людьми, в отношениях самых близких людей. Идите в саму суть – и вы найдете там эгоизм, от которого все происходит. Никто не хочет уступить, никто не хочет смириться. Я, я, я – всё я. Вот наша главная болезнь. Эгоизм. От этого ссоры и от этого глобальные войны в мировом масштабе. Миллионы людей гибнут. Всё от этой точки начинается – эгоизм. Предпочтение себя всему и всем. А потом еще этот эгоизм заканчивается лицемерием, когда мы свою вину начинаем валить на Бога. То же самое, что сделали Адам с Евой. Ну, согрешили, их Небесный Отец говорит: «Согрешили, да, вижу. Я вижу, что вы нарушили заповедь». Им бы тут же покаяться и сказать: «Прости». А они начинают еще лицемерно себя оправдывать. Адам на Еву: «Ты мне эту жену дал, вот она меня научила, это не я виноват». Ева на змия: «Это змий, Ты змию попустил, он нас искусил». А в конце концов на Бога: «Ты же и Еву мне дал и змия сотворил. Разве Ты не видел эту ситуацию? А где Ты был, Бог, в это время?» Человек даже согрешивши никак не может признать свою вину, и поэтому никак не может исцелиться. Даже страшно согрешивши. И все равно вот вывернуться бы, оправдаться, найти виновного, это не я.

Покаяние начинается только с точки признания своего греха. Да я, конечно, кто же еще виноват? Я виноват. Во всем виноват. Во всех недоразумениях своей жизни я виноват. В церковь хожу, хожу – ничего со мной не происходит. Кто виноват? Бог виноват? Я виноват.

Преподобный Софроний Сахаров, еще будучи молодым человеком, во время Первой мировой войны видел столько беды, столько горя! И вдруг у него возник протест в сторону Бога: «Господи, у меня так болит сердце об этом мире страдающем, а где же Ты? Почему у меня, маленького человека, болит, а где же Ты сейчас в это время?» И ему является Господь, висящий на Кресте с окровавленными руками и ногами и с пробитым сердцем, и Он говорит: «Вот где Я. Посмотри, где Я. И во время войны Я здесь и во время мира. В то время, когда в благополучии вы начинаете зажираться, здесь Я и во время войны, и во время мира. И все время в одном месте». И дальше Он ему сказал: «Разве ты распялся за мир? Ты всего лишь сидишь и печалишься. Ты даже свой личный грех не можешь победить от исповеди к исповеди, а рассуждаешь о мировых проблемах, о том, справедливо или нет устроен мир. Да посмотри ты справедливо на самого себя, ты даже у себя внутри не можешь исправить».

Иногда современный молодой человек рассуждает о том, что у нас в стране и в мире что-то неправильно. Хочется сказать: «Да у тебя в семье-то нормально всё? А у тебя внутри себя всё хорошо? Всё ровно, стройно?» Самая лукавая ситуация: чтобы замазать свой грех, как-то его нивелировать, нужно перевести внимание на что-то глобальное.

Все мы больны грехом, просто нет здоровой клеточки. И корень всех наших грехов – это эгоизм, предпочтение себя всем, всему миру. Я – центр вселенной! Должен быть Бог центром вселенной, через Него потом ближний. А у нас «Я» – центр вселенной.

И еще по поводу грехов одна важная деталь. Маленькие грехи, большие грехи… Скажите, пожалуйста, вот муж изменил жене один раз или сто раз – какая разница? Он в полной мере предатель. Ты предал Родину один раз или сто раз – ты предатель в полной мере, какая разница? Сатана пытается как-то исказить наше понимание: ну, это мелочи. Милые мои, из мелочей строится жизнь глобально. Жизнь – это цепочка мелочей. И каждая мелочь имеет свое значение. Мы иногда расслабляемся, нам кажется, что это мелочь. А если сто раз мелочь, это уже в сто раз больше. А мы же не сто делаем мелочей, тысячи, миллионы. Это уже такой груз, который нас просто придавит, живым не оставит.

Суть каждого греха не в том, что ты сделал, а в том, что ты опять предал Бога. Опять Он тебя просил: пожалуйста, не делай, а ты опять сделал. Вот в этом суть греха. Суть греха даже не в скверности, не в его чрезвычайности, а в том, что Бог же тебя просил: не делай, а ты опять назло сделал. И даже сделал тогда, когда можно было не делать. Я бы еще понял, когда очень тяжело с собой справиться. Но мелочь – это как раз та ситуация, когда её можно же победить. Так вот по мелочам мы как раз больше еще и предаем. Ладно – по-крупному сломался где-то. Но сами говорим «мелочь», так победи ты эту и другую мелочь.

Чем дольше не лечится болезнь, тем она распространяется глубже, глубже, она кровью разносится по всему организму, в каждую клеточку несет. И если раньше был поражен какой-то орган, то как при раковой болезни метастазы расходятся по всему организму. Самая страшная ситуация, это когда больной безумствует. Ему доктор говорит: «У вас очень серьезное положение, если сейчас вы не мобилизуетесь, через полгода умрете». А он в лицо доктору ухмыляется и говорит: «Да ладно, что вы там на УЗИ увидели? Я сегодня себя чувствую более-менее». Вот это безумство убьет его не через полгода, а еще раньше. У кого есть разум, тот мобилизуется и начинает лечиться. А человек, который не признает своей болезни, пока не увидит, что он болен грехом, умрет очень быстро.

Симеон Новый Богослов говорит: «Много на земле людей, которые еще по инерции живут, физиологически еще живут, а душа их уже умерла». Я однажды приехал омывать своего знакомого, который умер пять минут назад от рака. Мы его омываем, одеваем, поворачиваем, а у него уже изнутри разложение. Пять минут назад он еще был жив, а разложение в нем уже шло днями, месяцами, он внутри уже разлагался.

Так и нам кажется, что мы живы и нам еще долго жить, а процесс идет. Кто-то может назвать это процессом старения. Я бы сказал точнее: это процесс умирания в каждом из нас, даже в детях процесс умирания запущен. Идет, идет… И этот процесс запустил грех, ни физиология, ни что иное.

Простите меня, пожалуйста. Кто будет причащаться? Господь и Бог Наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит вам, чада, вся согрешения ваши. И аз, недостойный иерей, властию, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Протоиерей Сергий Баранов

21 мая 2023 г.

МЕНЮ