Недоведомый Бог — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Недоведомый Бог

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее предпоследнее воскресенье накануне Великого поста посвящено теме Страшного Суда. В этот день мы как-то особо глубоко задумываемся о Страшном Суде и загробной участи каждого из нас в отдельности и каждого человека после Второго страшного пришествия Христова и после окончательного определения судьбы в вечность.

Евангелие нам говорит, что у каждого будет свое определение и своя будущая жизнь. Господь разделяет нас на овец и козлищ. Овцы будут наследовать Царствие Небесное, а козлища пойдут в муку вечную.

Вот это слово «вечная» я подчеркиваю, потому что это слово страшное. При любом наказании, которое ограничено сроком, все-таки впереди есть какой-то свет, какая-то надежда, что когда-то этот срок, даже самый большой, закончится. А когда наказание не ограничено сроком и оно звучит, что будет вечно, – это очень страшное слово.

Тема вечной муки иногда ставит перед людьми вопросы, на которые человек не может ответить. Возникают вопросы, и вопросы логичные, резонные наверняка возникали у каждого человека. Например, такие: «Ну а как же люди, которые родились, допустим, в мусульманской стране, или папуасы где-то на каких-то островах? Да даже вот люди, которые родились в советское время и просто обстоятельства жизни у них сложились так, что они не имели верующих родителей, никто их не научил вере. Если они были порядочными людьми, соблюдали закон совести, то неужели Господь отправит их в муку вечную?»

Такие вопросы встают очень-очень остро. Вот ещё. Человеческое сочувствие иногда побуждает ставить такой вопрос: «А как же христианин, который хочет избавиться от грехов, но никак не может, хотя ходит на исповедь, кается, а затем снова падает? Он тоже может наследовать муку вечную?»

Некоторые люди задают следующий категоричный вопрос в сторону Бога: «Ну, если Ты заранее знал, что у меня ничего не получится, зачем Ты меня вообще создал: чтобы я прожил короткий миг жизни, а потом пошел на веки вечные в страшную муку? Ну, зачем Ты меня создал, я же Тебя не просил?» Таких острых вопросов у людей очень много. И ни один священник не может на них ответить в полной мере, если этот священник трезво живет. Конечно, можно на любой вопрос ответить просто какой-то глупостью. Но эта глупость не будет удовлетворять человека в полной мере. Можно отговориться, отболтаться, наговорить всяких цитат, но сердце-то не принимает, ответа-то человек не получил.

Однако ответ на все эти вопросы всё же есть весьма определенный. Мы очень ограничены в понимании премудрости Божией. Если бы мы поняли главную вещь, что не всё мы можем понять, то в какой-то мере мы бы успокоились. Успокоились просто на доверии: «Господи, я понимаю, что не все могу понять, но я просто доверяю Тебе, у меня нет другого выхода. Тебе доверяли мои предки, Тебе доверяли мои родители, Тебе доверяли святые, и у них все получилось. Доверие теряли те, кто пытался на любой вопрос найти ответ. Это невозможно, и поэтому они теряли доверие. А христиане трезвые всегда жили другими принципами: что-то я понимаю, что-то не понимаю, что-то совершенно за границами моего понимания. Господи, мне понятно единственное: что я ограничен, и понимаю, что Твоя премудрость безгранична. Я просто доверяюсь Тебе».

Вот это и есть вера самая настоящая, самая глубокая. Вера не от знания, а вера как какое-то очень трогательное внутреннее чувство в сторону Бога. «Я просто верую, Господи, что Ты Есть Любовь и что Ты – Великая Премудрость, и просто доверяюсь Тебе. Я не ищу ответа на каждый вопрос, который придет в мою голову от обстоятельств жизни, от моих размышлений или от лукавых помыслов, или от людей, которые искушают меня снаружи. Я просто доверяюсь Тебе. Что я понимаю – слава Богу, что не понимаю – тоже слава Богу».

Вот так жили наши предки по принципу: где просто – там ангелов со сто, где мудрено – там постоянно искушения. Искушения, связанные с сомнением. Сомнение рождает недоверие, недоверие даже в сторону Бога. «Господи, я не понимаю, не принимаю, и поэтому у меня в Твою сторону рождается недоверие, и рушатся мои отношения с Тобой. У меня рушатся отношения с главным смыслом – с Тобой». А вне Тебя у меня вообще все рушится. Вне Бога вообще никакого смысла нет. А когда человек не понимает смысла жизни, ему совсем тяжело жить.

Каждый человек несет по жизни скорби. Если не дети болеют, так сам болеешь. Друзья предают, свои собственные грехи болят, черты своего собственного характера нас терзают, малодушие, ненависть, злоба, зависть, всякая грязь, которая в нас лежит, – все это нас мучает. И если бы не было Бога, Который наполняет всё смыслом, то было бы совсем-совсем невыносимо. А когда есть Бог, значит, есть смысл. Тогда даже болезнь твоего собственного ребенка, простите меня, даже смерть твоего ребенка наполняется каким-то таинственным смыслом, который ты не можешь понять, но который ты просто принимаешь в доверии и в надежде, что Бог вложил в это какой-то смысл. И тогда всё можно понести, преодолеть.

Самая главная ошибка христиан – когда они пытаются Бога с Его бесконечной высоты, Его премудрости снизить до уровня понимания человека. Этот Бог теряет Свое величие, этот Бог теряет свою безграничную премудрость. Вы его пытаетесь ограничить своим пониманием и делаете из Бога идола. На уровень человеческий его снижаете. Пусть Он останется Богом недоведомым.

В тот момент Литургии, когда перед освящаем Святых Даров священник читает в алтаре тайные молитвы, он обращается к Богу таким точным словом «недоведомый». Не совсем неведомый и не совсем понятный. А недоведомый. В какой-то части Бог нам открывает свою премудрость, а какая-то часть покрыта Божественным мраком, недоступна для понимания человеков. В том-то Он и Бог, что Он выше разумения каждого из нас. Но Он – Велик и Он – Благ. Нас в этом научает наша духовная жизнь. Сколько раз мы просто Ему доверялись, не пытаясь понять во всех деталях, и всегда было хорошо. А когда мы с Ним спорили, что-то не понимая в Его благом промысле, всегда было плохо.

Христианская мудрость называется смиренномудрием. Это не просто мудрость, это мудрость, растворенная смирением. Смирение – это понятие о самом себе. Это понятие о величие Бога и понятие о самом себе как ограниченной личности.

Великое дело и великое благо – жить с Богом и доверять Ему без каких-то условий. «Я просто Тебе доверяю, потому что просто Тебя очень люблю. И будь как будет, как Ты благословишь, пусть так и будет».

Богу Нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов
в Неделю о Страшном Суде. 19 февраля 2023г., храм Покрова Пресвятой Богородицы, г. Кувандык.

МЕНЮ