На войне как на войне — Иверский Орский женский монастырь
Назад

На войне как на войне

В праздник Иверской иконы Божией Матери
(в День 10-летия монастыря)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня 10 лет нашему монастырю исполнилось. Когда-то, 10 лет назад, когда вступали на этот путь, нам так красиво всё казалось, что мы входим в такое торжественное шествие: крест несем, иконы, кадило кадит, вокруг столько восторженных людей, которые радуются, кричат: «Христос Воскресе!»… Нам казалось, что всегда будет так беззаботно, безоблачно, так возвышенно и прекрасно. К нам будут ездить тысячи паломников, они будут нас уважать, прославлять, нас будут награждать и говорить: «Ах, какой прекрасный монастырь!»

Прошло 10 лет, и, знаете, я себя чувствую старым побитым солдатом, у которого руки нет, ноги нет и полсердца нет. У которого половины друзей нет, родственников… У которого вообще половины нет. Но, слава Богу, что у этого солдата ту вторую половину заполнил Христос, потому что Христос не оставляет пустоты, Он заполняет эту пустоту.

Казалось, будет всё прекрасно. Мы даже не предполагали, что вступаем на поприще войны и что эта война очень жестокая, беспощадная, что и на этой войне будут герои и будут предатели. Будут те, кто побеждает, и тот, кто посреди войны повернулся и пошел назад. На этой войне всё будет, как Господь сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч». В сегодняшний день я лучше всего понимаю это слово Христа. Он говорит: когда вы встанете на путь ко Мне, разделит этот меч родственников, самых близких людей, жена пойдет в одну сторону, муж в другую, один друг сюда, другой туда. И не просто разойдутся, а иногда в ненависти разойдутся.

Война находится в промысле Божием. Ничто на земле не проходит мимо промысла Божия. Промысел Божий о войне рушит все воздушные замки, мечты, фантазии, иллюзии, и всё становится так, как оно есть. Вот он – герой, вот предатель. Вот этого убили, потому что он не соблюдал правила войны. Он говорил: «Товарищ генерал, я сам знаю». И в этот же вечер его убили, потому что он вышел из общей семьи военной.

Когда мы начинали строить монастырь, мне говорили, что это непростое дело. Знаете, я даже не предполагал, насколько это непростое дело. Всё разрушено, все мечты, фантазии, иллюзии какие-то красивые, всё, что себе рисовал. Всё по-другому. Когда люди собираются на войну, они фонарик себе готовят, нож точат, звездочки натирают. А после первого боя человек даже не помнит: звездочку оторвало у него там или она на месте; какие аксельбанты он себе сплетет, какую кокарду начистит… Не до жиру, быть бы живу.

У меня ничего не осталось, кроме благодарности Богу и кроме надежды на Бога, кроме Христа. И кроме слов: слава Богу за всё. Потому что в этой точке всё предельно честно. В этой точке нельзя врать и нельзя как-то юлить. На войне – или черное, или белое. Она всё расставляет по своим местам. Тот, кто врет, он врет прямо в глаза. Тот, кто герой, тот герой. Кто-то на ту сторону перешел, кто-то домой вернулся. И слава Богу. Ничего страшного, это всё хорошо.

Почему я говорю, что у меня ничего не осталось, кроме благодарности Богу? Потому что вижу в этой ситуации, что вот это и есть христианство, вот это и есть монашество. А некоторые приходят в монастырь и им кажется: сейчас мы начнем Иисусовой молитвой молиться, у нас будут восторженные состояния, у нас будут слезки течь, мы будем друг друга любить… Приходят и в такую грязь, в такую кровь попадают! И тогда прозревают: Господи, да я ж не за тем пришел… Да ты вообще не понимаешь, куда пришел. Что ты сюда пришел? Иди домой! Собирай вещи, иди домой! Не мешайся, тут люди воюют! А ты мешаешься под ногами, внимание на себя отвлекаешь, постоянно со своим мнением лезешь: «А я считаю, нам надо вот так…» Да иди ты отсюда, дай нам спокойно побеждать!

Избави Бог нас от всех вот этих фантазеров, мечтателей, эгоистов. Дай нам лучше два героя, чем сорок никаких. И с двумя пойдем в бой. Господи, слава Тебе, что всего половина меня осталась. Значит, вторую половину мне нужно где-то искать. Я ее буду искать в Тебе. Иисусе Сладчайший, помогай нам.

Лучше бы быть израненным, но трезвым, чем целым, но пьяным на всю голову. В каких-то фантазиях о христианстве, о монашестве. Всё разрушилось, вот эти картинки меланхоличные про сестер, которые вышивают крестиком и поют: «Аллилуия!» Всё разрушилось. Осталась только правда. И эта правда Божия. Это правда Божия о нас самих, что мы есть на самом деле. Осталась половина меня и Христос, и Божия Матерь. И слава Богу, так и надо, и больше ничего не надо.

Пресвятая Богородица, помогай нам!

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!

Протоиерей Сергий Баранов
6 мая 2023 г.

МЕНЮ