Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В чем смысл жизни человеческой? Для чего Господь создал такое прекрасное, сложное, гениальное создание? Для чего мы родились? Для чего мы живем?
Если в смысл жизни человеческой не входит жизнь вечная, то любые смыслы разбиваются о точку смерти. Как бы наши смыслы не были велики, премудры, гениальны, они все разобьются о точку смерти, они рассыплются в прах и превратятся в ничто. Самый великий смысл разбивается о точку смерти и превращается в прах и пыль. Дунул ветер – и ничего не осталось. Если нет жизни вечной в смысле жизни человеческой, то ничего не имеет смысла. Бог создал человека для вечности, а не для этого краткого мига. Нам кажется, что даже сто лет – это так много. Оглянитесь назад те, кому восемьдесят с чем-то. Много? Да как один миг. Как будто не было ничего. Молодые люди так же оглянутся когда-то и скажут: «Как будто и не жили». И какой же смысл вот в этом миге в вечности, если он не переходит в вечность? Да никакого смысла вообще нет. Все смыслы рассыпаются.
Кто-то говорит: «Я живу для того, чтобы дать жизнь другим». Ну, ты даешь жизнь существу, которое встает опять же перед этим вопросом: «А я для чего родился, чтобы умереть и рассыпаться в прах?» Если нет жизни вечной, никакие смыслы не актуальны. Они становятся бессмыслицей.
Так вот, человека Господь планировал туда, на перспективу, на жизнь вечную. Вот этот маленький отрезок – это всего лишь прелюдия.
Но а как же нам наследовать жизнь вечную?
Когда-то, когда Господь нас творил, что мы есть сами по себе? Глина, которую Господь взял и слепил куклу. А чтобы эта кукла вдруг заморгала, заходила, вдруг ожила, что к этой глине нужно было? Нужно было, чтобы Бог вдунул в нее жизнь. И вдруг эта кукла ожила. Убери эту жизнь опять, и эта глина начнет распадаться. Рассыпаться. Рассыпаться в ничто. Так вот, к этой глине нужно дыхание Божие.
Человек с самого своего рождения несет по инерции вот это реликтовое понимание, что он создан для вечности. А вечность – это прерогатива Бога, не человека. Вечным может быть только Бог. Всё остальное не вечно. И как же нам наследовать вечность? Человек несет в себе, в интуиции где-то, тягу к вечности, и где-то в интуиции он понимает, что вечным может быть только Бог. И в человеке, даже не знающим Бога, все равно живет вот это понятие: вечным может быть только Бог. И человек тянется к вот этой заповеди, которую озвучил Христос в Евангелии: «Вы бозе есте, – Я вас творил не просто с животными, а Я хотел, чтобы это животное переросло в Бога».
И вот эта тяга к божеству в человеке всегда от самого начала, от самого создания где-то там глубоко присутствовала. И через это когда-то сатана искусил человека. Что он яблоком его искусил? Нет, он сказал: «Ешьте, станете как боги». А в человеке стремление стать богом заложено от Самого Бога. И Адам, не поняв сути дела, вдруг искусился на это «вы станете как боги», поэтому он съел, и Ева поэтому съела. Не потому что голодные были, не потому что яблок никогда не пробовали. Смотрите, чем он их искушает. Тем, что в них заложено от естества: «станете как боги», бессмертными станете.
Но Адам с Евой в этом моменте творят самую-самую главную ошибку. Они не понимают, что нельзя стать богом без Бога. Человек становится богом только соединением с Богом, приняв на себя Его природу, приняв в себя, внутрь себя Бога. Только так он становится богом. Сам по себе, как бы он ни тренировался, ни прыгал, ни напрягался, ну не может он сам по себе стать богом.
Вавилонскую башню почему люди строят? У них опять где-то в интуиции звучит этот зов стать богом. И они строят башню до небес. Они, наивные люди, потерявшие разум, потеряв Бога, карабкаются на небо сами по себе. И падают с этой башни. И все века после построения Вавилонской башни люди творят одну и ту же ошибку: они хотят стать богом без Бога.
Вспомните коммунистические времена. Как мы хотели стать богом без Бога! Кто-то у Кремлевской стены лежит, разлагается, кто-то на деревенском кладбище. Но разлагаются все одинаково. Рассыпаются. Потому что нельзя войти в природу божества без Божества. Нельзя стать богом без Бога. Главная идея и главный смысл обожения человека – это не совершенствование самого себя, а это соединение с Богом. Только так человек становится совершенным. Соединился ты с Богом – ты стал богом с маленькой буквы. Не потому что ты стал нечто, а потому что там, внутри тебя, живет Бог. Господь говорит: «Царство Небесное внутрь вас есть», — и Я там есть, если вы не выгнали Меня, если вы Меня пригласили: «Царю Небесный, приди и вселися в ны, и очисти ны». Ты очисти, не мы очистились, а Ты очисть.
Самая главная ошибка всех не православных религий, всех философских течений, всех идей каких-то земных – совершенствование без Бога, вне Бога. Они все упираются в тупик. Кто-то дальше, кто-то ближе, но обязательно упрется своим упрямым лбом в тупик, и там, в этом тупике, умрет и рассыплется. Как та букашка красивая, которая ползет по листочку. Доползла до своей точки бытия, остановилась, замерла, иссохла, рассыпалась, ветер подул – и ее как не бывало, никто и не вспомнил.
Наша задача – войти в вечность. Вечность – это область Бога, не человека. Так вот, чтобы войти в вечность, нужно стать богом с малой буквы. Но нельзя стать богом без Бога! И вот именно христианская православная вера говорит нам о том, что Бог сошел на землю, чтобы соединиться с человеком. Все другие религии веруют в Бога, но в Бога, Который где-то очень далеко. Да, Он есть. Да, Он как-то участвует в нашей жизни. Но Он очень-очень высоко. И только христианская религия верует так, верует в обожение, что Бог становится плотью, чтобы плоть нашу сделать богом.
Богу Нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков!
Протоиерей Сергий Баранов
22 октября 2023 г.