«Не осуждай» как часть заповеди «Люби» понимается теоретически очень просто и однозначно. Но когда мы выходим из формата теории в бытие практики, в саму жизнь, в каждом отдельном случае возникают вопросы, часто рождающие недоумение. И слава Богу, что так. Ибо все примитивно только у фанатиков. Я сознательно употребляю понятие «примитивно», а не «просто». Потому что вижу большую разницу между простотой и примитивностью. Природа простоты от Духа Святого, а примитивность – это альтернатива лукавого, пытающаяся довести простоту до абсурда.
Мышление фанатиков примитивно. Ум преподобных прост.
«Не осуждай» — коротко и, казалось бы, просто. Но я задаю себе вопрос: А что делали святые отцы на Вселенских соборах? — Осуждали. Можно парировать привычной формулой: «Они осуждали ересь, но оправдывали человека». Извините, не соглашусь. Вместе с ересью Ария они осудили и его гордое упрямство, которое и привело к богохульству. Они не только осудили, но еще и отлучили его от общения, в некотором смысле применили карательные меры.
Заповедь «Не судите, да не судимы будете» мы принимаем из уст Христа в Евангельском тексте, но в этой же самой книге на протяжении всего повествования красной нитью проходит конфликт Господа с иудейскими законниками, с их лицемерием, которое Христос осуждает определенно и очень горячо.
Возникает противоречие и некоторое недоумение, если мыслить примитивно, не глубоко.
Я доверяю Христу, Который является непререкаемым авторитетом для любого христианина и пытаюсь Его понять, чтобы действовать правильно, так, как Он хочет, чтобы я действовал.
В первые века христианства, когда оттачивались фундаментальные понятия, определяющие нашу веру, в числе прочих ересей возникла секта манихеев, сутью учения которых было отрицание ценности бытия материального мира и в частности тела, как темницы души. В связи с этим рождалось и отношение к судьбам мира, как равнодушие, отрешенность от мировой истории и даже пренебрежение этими процессами, как недуховными. Пространству духа это неинтересно, слишком приземлено и чуждо. Духа какого? Высокомерия, который мерит себя, мыслит высоко, выше формата земного бытия. Но Дух Святой, Дух нелицеприятия, не гнушается никакой исторической личностью или событием, Он всегда и везде присутствует всей своей полнотой. С его стороны нет никакого изменения, все дело в человеке, в способности правильно жить каждое историческое событие. Именно жить, входить в него, а не дистанцироваться, как от недуховного.
Отличие преподобных отцов от людей, живущих историю своим страстным поврежденным умом — в изменении отношения к преображению этого отношения. Не в отрицании, а в преображении отношения. Природа этого изменения – присутствие Духа Святого в твоем рассуждении о любом предмете, событии. Духа, который дает правильную оценку. Чтобы говорить от Духа, нужно быть в Духе, а не в «добрых» эмоциях. Когда мы воюем за правду, нужно понимать, что часто правда Божия и правда человеческая разнятся.
В этом месте делаю жирную сноску, что это различие не в душевном, эмоциональном различии добра и зла, которое понимается сиюминутно, узко, ограниченно. Бог действует на перспективу, на результат вперед. И очень часто не понимается нами, конфликтует с нашим ограниченным «Я».
Слово «лукавый» очень точно характеризует личность, которая пользуется ситуацией для раскачивания человека в его отношениях с Богом, раскачивает Его доверие, покорность промыслу через эмоциональное добро и чувство справедливости. У нас теряются отношения с «несправедливым» Богом, и в своей обиде мы дистанцируемся от Него в сторону другой личности, противоположной. Личности, которая нас очень ждет, чтобы понять, оценить, утешить, занять место Бога. И если Господь несправедлив, антипод будет говорить о справедливости, если Бог строг, то противник будет изображать любовь, пытаясь занять место истинной любви.
Бог может все, но Он не может быть лицемерием. Сатана может многое, но он не может быть правдой. Правдой, которую не всегда можно уловить сиюминутно, если ты не в Духе (Дух, как результат стабильной, долгой, искренней духовной жизни, жизни в покаянии).
Не в Духе, тем более в разгорячении, лукавый профессионально играет свою роль, подстраиваясь под Бога. Слова «Христос» и «Антихрист» различаются приставкой, но имеют один корень. Часто мы все свое внимание отдаем этому «анти» и возникает мнение, что он будет внешне кардинально противоположен Христу. На самом деле, как раз внешние детали будут копироваться этой лживой личностью до мельчайших подробностей, а различие будет глубинное, тонкое, которое недуховный человек не увидит именно в связи со своей недуховностью, душевностью. Антихрист будет всячески прятать приставку «анти» и делать акцент на корень «Христос». Он будет подражать, рядиться в любовь, добро, правду, справедливость. Он это уже сделал в постхристианской Европе, в цивилизации, в котором христианство с его ценностями, неизменными принципами осталось в истории. Если внешние осколки архитектурных, исторических, художественных памятниках остаются, то внутренне – пустота, вакуум, который заполняет другая «культура», паразитирующая все же на христианских понятиях «не осуждай» и «люби». Само слово «люби» стало относительным настолько, что этим святым понятием стали определять всякий срам и согласие с ним.
Философия «неосуждения» и свободы личности с неимоверной ревностью встала на защиту деградации нравственности и в тоже время жестоко ополчилась на традиционные понятия добра и зла, чистоты и правды Божией. Вот где проявляется приставка «анти». Остаются фундаментальные понятия, но искажается их сакральный смысл. Остается слово «любовь», но оно пачкается тем, что ей чуждо. Слово «свобода», как понятие независимости от греха, коверкается вседозволенностью. Правда определяется сиюминутной конъюнктурой. Мы обманываемся формой, не определяя содержание.
В Москве в галерее Ильи Глазунова выставлен диптих «Христос и Антихрист». Два изображения, различить которые даже не сразу представляется возможным, настолько близка внешняя форма. Я думаю, идея художника была как раз в том, что антипод старается внешне максимально приблизиться ко Христу. Говоря «внешне», я не имею в виду черты лица, но слова и идеи, которые не будут соответствовать сути их содержания.
В наше время понятия о Боге стали относительными в связи с тем, что мы Его совсем не знаем. Бог, как любовь, искажен и испачкан. «Не осуждай» трансформировалось во вседозволенность. «Не убий» неожиданным образом стало защищать скандинавского маньяка, убившего десятки людей и теперь выигравшего суды с администрацией тюрьмы из-за холодного кофе.
Второстепенные вещи могут быть обсуждаемы, но фундаментальные вопросы искажать нельзя. Это жизненно опасно и даже не жизненно, а духовно, ведь жизнь окончится, а пространство Духа вечно.
Когда-то Соломон попросил у Бога разума, и с разумом получил все остальное.
Будьте разумны.
Протоиерей Сергий БАРАНОВ.
Март 2022 г.