Крест и меч — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Крест и меч

В Неделю Крестопоклонную

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Вся тема этой недели посвящена Кресту Господню. Есть в Евангелии такие слова Господа: «Я принес меч». Мало кто понимает, что значат эти слова. Что за меч принес Христос?

Когда Пресвятая Богородица принесла Младенца Христа воцерковлять в Иерусалимский храм, то Она услышала такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Пресвятая Богородица вместе с честью быть Матерью Бога сразу принимает такое страшное пророчество: Тебе Самой пройдет оружие сердце». Вот об этом мече говорит Христос. А еще Он говорит: «Хочешь быть Моим учеником – бери крест и следуй за Мной».

Сейчас мы так далеки от времен первых мучеников, что для нас крест стал в некотором роде украшением. Мы выбираем в иконной лавке, какой нам больше нравится: серебряный, золотой, форму крестика выбираем. На витрине разнообразие крестиков. И вот эта внешняя форма вдруг стала терять внутреннее содержание, сам смысл. Крест – это не то украшение, которое мы носим. Крест – это буквально то оружие, которое пройдет сердце не только Богородице, но и каждому христианину, который следует вслед Христу. Каждому крест становится мечом, если это искренне, глубоко.

В Англии возле лондонского парламента стоит памятник королю Ричарду Львиное Сердце, который держит меч за его жало и держит, как крест. Очень хорошая аналогия. Крест и меч – это одна и та же тема. Это меч, о котором говорит Христос и крест, о котором говорит Христос.

Некоторые, к сожалению, неправильно понимают. Они слышат только первую фразу, что христианство разделит их с родственниками, с теми, которые не воцерковлены, которые не пошли за Христом. И межу ними будет конфликт, их будут даже гнать. И кто-то неправильно понимает: будто этот «меч» будет воевать с их родственниками. Они разделятся с отцом, с матерью, с братом и с сестрой. Неправильно понимая, христиане думают, что это их война в сторону невоцерковленных родственников. На самом деле крест – это несение непонимания от самых-самых близких. Непонимания и даже гонения, осуждения от самых близких, от своих родственников. Отец не будет понимать сына, жена не будет понимать мужа – такое будет разделение. И те, кто неправильно понимают, начинают воевать. Начинают употреблять этот меч, чтобы сокрушать своих оппонентов. А те, кто в духе правильно понимают смысл этого меча и креста, они понимают, что этот меч пройдет их сердце. Не сердце врага, не сердце оппонента, а их сердце. Наше сердце, которое должно быть очень живым, трепетным, очень тонким, потому что нотка, на которой звучит Бог, – это очень-очень тонкая нотка.

Кто из вас сейчас слышит Бога? Печально, да? И дети не слышат. Они слышат, что кушать хотят. Потому что наше сердце огрубело. И это грубое сердце слышит только грубые яркие ноты. Оно совсем перестало чувствовать тончайшую ноту, на которой звучит Бог. Сердце настолько огрубело, что иногда говорят: сердце окаменело, то есть стало камнем. И эта тонкая нотка Святаго Духа просто разбивается об этот камень, как об бетон.

Чтобы умягчить наше сердце, нужно его увлажнить. Знаете, как увлажняется сердце? Тот меч, о котором говорит Христос, ранит сердце и пускает кровь. Сердце увлажняет кровь, и слезы преподобные увлажняют сердце. Увлажняют и размягчают это каменное сердце. И когда оно размягчается, то снова становится мягким, податливым, гибким. Оно становится живым. Как сухую траву, которая уже стоит совершенно сухая, но в корешках есть еще какая-то жизнь, ее нужно полить. Святые отцы поливали эту траву, этот росточек своими слезами, слезами и кровью. Есть вот такая поговорка святоотеческая: «Хочешь принять дух? Дай кровь и пот и приими дух».

Чтобы сердце оживить, его нужно полить. Скажу, может быть, жестокие и непонятные для кого-то слова. Этот меч пронзает каменное сердце, и оно источает кровь, и эта кровь размягчает его черствость, его окаменение. И оно становится мягким. Кровь и слезы – вот о чем говорит Христос. Это таинственная тема креста. Таинственная даже для многих христиан. Потому что кто-то просто не понимает, и это простительно. Но кто-то даже не хочет понимать, потому что эта тема приносит боль. А мы не готовы к боли. Мы не хотим ее, мы бежим боли. Мы бежим этого меча. Господь, как хирург, этим мечом пронзает наше сердце и не убивает его, а на самом деле оживляет, пускает кровь. Но эта тема очень тяжела, и поэтому мы бежим.

Единственное, на чем останавливается наше христианство: «Господи, помоги. Господи, укрепи. Господи, дай. Господи, утешь». И вот в это «Господи», во всё, что я перечислил, очень-очень редко входит: «Господи, вот сердце мое». Как Господь говорит в Евангелии: Сыне, даждь Мне твое сердце. Не надо Мне козлов, овнов, не надо Мне свечи, которые вы ставите и фимиам, которым вы кадите. Не нужны Мне ваши пожертвования, Я чудесным образом всё дам, и всё построится. Сыне, даждь Мне сердце.

Но сердце дать – это очень больно. А в то же время это так прекрасно, так возвышенно! Если бы мы только знали, как сладко отдать сердце совсем Христу. Христу Сладчайшему, Христу Возлюбленному, Христу Драгоценнейшему отдать, всё отдать.

Протоиерей Сергий Баранов
19 марта 2023 г.

МЕНЮ