Горе от ума — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Горе от ума

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

У меня к вам вопрос есть. Поднимите руки, кто желает делать ошибки. О! Одна сумасшедшая есть. Тебе к врачу надо. Обычно люди не хотят делать ошибки сознательно. Правда же? Зачем делать ошибки, ведь ошибка – это всегда потом беда?

Тогда у меня второй вопрос. А кто из вас может не делать ошибки? Нет никого. Обычно никто из людей не хочет сознательно делать ошибки (ну, если только совсем чудные), потому что ошибки приносят дискомфорт в нашу жизнь, они ломают всю конструкцию жизни нашей.

Но никто не может не делать ошибок. Мы постоянно делаем ошибки. А как вы думаете, отчего это? Не знаете? А мне кажется, у нас «не все дома». Извините, конечно. Ну, кто не хочет делать ошибки и постоянно их делает, кто делает? Тот, у кого что-то в голове не в порядке. У нас у всех что-то не в порядке в голове. А знаете, что это такое, что там у нас происходит? В нашей голове – каша, мы не видим очевидные вещи, простые вещи и постоянно делаем ошибки, потому что у нас там каша из мыслей. Чем мы «умнее» в кавычках, тем больше делаем ошибок, потому что наш ум, то, что мы считаем умом, – это на самом деле безумие. Слишком много мыслей. Эти мысли путаются одна с другой, цепляются одна за другую, перемешиваются, и мы в этой мешанине никак не можем понять, как же нам поступить, как же нам действовать правильно, у нас там все перемешано.

Самое простое дело мы можем так усложнить! Знаете, кто нам помогает постоянно? Если вы в церковь давно ходите, может быть, кто-то слышал, кто-то знает, что Бог – это великая простота. И в этой простоте всё очень определенно, понятно: да – да, нет – нет. Вот, как говорит Господь, помните, читали в Евангелии? Он говорит: «Пусть ваше слово будет просто: да – да, нет – нет». Но слово же выходит из мысли. Слово рождает голова. То есть в голове должно просто быть: да – да, нет – нет. Если в голове сложно, она никогда не родит простое слово, а это простое слово никогда не родит простое решение, всегда будет очень сложно. Мы и сами больны, но нас кто-то постоянно еще в этой болезни подогревает, стимулирует. Как вы считаете, кто это? Наверное, не Святой Дух. Когда приходит Святой Дух, тогда всё очень просто и определенно: вот это – грех, вот это – правда. «Чадо, делай так и будешь счастлив, а вот так не делай». А когда правда с ложью перемешаны в один коктейль, попробуй разбери, что нам делать, как нам поступать… всё перемешано.

Так вот, перемешивает наши мысли, усложняет сатана. Чтобы в этой мутной воде нас окончательно свести с ума, обмануть и потом через это обладать нами. А Святой Дух всегда упрощает наши мысли. Наши мысли и наши действия. Мы мыслим просто, всё очень просто понимаем. Простота относительна, истина относительна. Кто-то скажет: «Ой, истина – это так сложно, нужно очень много думать, докапываться до истины. А для кого-то истина – это очень просто. Перестань копать, возьмись за Христа, Он Есть Истина. И всё. Но ты доверяешь не Ему, а своим мыслям. И ты постоянно, постоянно кружишься в этом водовороте. Христос Есть Истина, не ты. Ты – бедный больной человек, в голове которого как будто миксер опустили и включили, и всё перемешалось. Мне как духовнику иногда плакать хочется. Какую-то самую простую вещь настолько извратим, усложним! Хочется сказать: «Да что с тобой происходит? Господи, да всё же просто. Да что же с тобой происходит?»

Люди говорят, что от Иисусовой молитвы кто-то может сойти с ума. Да не от Иисусовой молитвы, от неправильной практики ее. Если кто-то понял суть Иисусовой молитвы, в чем же она? В чем же суть Иисусовой молитвы? Когда мы творим Иисусову молитву, мы практикуем остановку наших мыслей в одной точке и в одной фразе: Иисусе, Иисусе, Иисусе, Иисусе. И тогда мы отворачиваемся от всего этого винегрета и просто: Иисусе, Иисусе. Вот, я как говорю, что есть истина? Христос Есть Истина. Не наши мысли есть истина, не наши логические умозаключения, не наши лабиринты, в которых мы постоянно теряемся: ушел и не вернулся. Христос Есть Истина – это очень-очень просто и коротко: Иисусе, Иисусе.

А тот, кто на Иисусовой молитве твердит устами «Иисусе», а головой бродит по лабиринтам логики, Иисусова тут ни при чем. Он сходит с ума не от Иисусовой молитвы, а от высокоумия. Иисусова молитва противоположно учит нас простоумию, где всё просто. А человек думает, что вот он на Иисусовой молитве, Иисусова молитва посылает ему тысячу откровений каких-то, и он наслаждается в этих откровениях, где-то там пребывает – и сходит с ума. Если Иисусова молитва правильно выстроена, она с ума не сводит. Она наоборот оттуда выводит в здравомыслие. Остановись, человек, в своих мыслях, остановись ты уже, вернись, вернись ты в разум! Как бы ты высоко ни летел в своих мыслях, это всего лишь фантазии, иллюзии; сатана тебя обманывает, он с тобой полетит прямо до солнца, а потом шваркнет тебя об землю.

Духовнику очень просто определить, кто правильно читает Иисусову молитву, а кто неправильно читает, кто в хорошем духовном состоянии, а кто в безумии. Потому что у кого голова трезвая, тот действует трезво, очень просто, лаконично, коротко. А у кого в голове каша, тот самое простое дело превратит в какую-то вселенскую катастрофу. Вот, дай двум человекам саженец дерева: тому, у кого в голове просто, и тому, у кого в голове сложно, но он очень верующий человек. Вот тот, у кого в голове просто: «Господи, благослови меня, посадить дерево», – выкопал ямку, сыпнул горсть навоза, воткнул дерево, засыпал, три ведра воды вылил, еще раз перекрестил и ушел.

А у кого в голове сложно, это будет целая история: «А давайте сейчас прочитаем акафист о насаждении яблони. А интересно, акафист на яблоню и на грушу разный или нет?» Прочитали акафист: «Давайте, крестным ходом пройдем с этим ростком вокруг». Пошли: «Давайте что там с корнями поделаем…». И вот он пока все это делает, корни подсохли, он посадил, а дерево сдохло. «Господи, а где же Ты?» – спрашивает человек. Он говорит: «Безумец, Я три часа плакал над тобой, пока ты чудил. Да Я здесь был, но ты же умный такой, ты же Меня не спрашивал. Да если Я бы даже попытался тебе сказать, ты бы все равно сказал: «Господи, подожди, сейчас я акафист дочитаю».

От Иисусовой молитвы с ума не сходят. От высокоумия с ума сходят. И главный критерий: кто думает просто, говорит просто, действует просто, – у того и в жизни все просто. И рядом с ним тоже просто. А вот с сильно умным даже рядом очень тяжело, иногда невыносимо. Господи, помилуй, да что ж такое! Кто-то искренне молится: «Господи, дай мне ума». И он думает, что ум – это много мыслей. Чем больше мыслей, тем я буду умней. Вот, сегодня вернетесь домой, подумайте над моими словами, много мыслей – это умно или иногда это.. как в психиатрии называется? Шизофрения. Избави нас, Господи! Где просто, там ангелов со сто; где мудрено, там нет ни одного, они разбежались.

Богу Нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов

28 мая 2023 г.

МЕНЮ