Доверьтесь Богу, как дети — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Доверьтесь Богу, как дети

В Неделю Григория Паламы

Мы помним первое Евангелие, первое Евангелие о расслабленном, которого родственники принесли к Иисусу, чтобы Он его исцелил. Так как не было места, то они даже имели такое дерзновение: прокопали крышу дома и опустили его. И когда Господь исцеляет человека, Он говорит примерно одно и то же во всех исцелениях: «Прощаются тебе грехи твои». То есть Господь делает акцент на причину наших болезней. Адам с Евой жили в раю, не знали ни болезней, ни печали, они находились в райском блаженном состоянии. И вот после грехопадения, когда Господь определяет положение первых людей, Он говорит: «Вам теперь будут сопутствовать скорби». Жене говорит: «Ты будешь рожать в муках, ты будешь принадлежать своему мужу, не всегда справедливому и не всегда доброму». Мужу говорит: «Тебе придется кормить семью в больших лишениях и очень много трудиться, и чтобы земля дала плод, тебе придется употреблять большой труд и скорбь». Господь во всех моментах исцеления называет причину наших страданий.

Но иногда у людей возникает вопрос, и вопрос закономерный. Люди спрашивают: «Вы говорите о причине страданий, что это грех. А я часто в жизни вижу, как непорядочные люди живут довольно-таки благополучно, а праведники страдают, и им сопутствуют болезни, несчастья». И когда мы вот так трезво смотрим, не просто фанатично сыплем цитаты Евангельские, а когда трезво смотрим на жизнь, у нас возникают вопросы. Вопросы, которые приносят какое-то несоответствие, недоумение. «Вы говорите, что праведник не будет оставлен, а мы видели очень много праведных людей, которые несут очень скорбный образ жизни, тяготу несут. И мы видим очень много несправедливых людей, которые неправедным трудом приобрели богатство и живут себе припеваючи. Вы говорите, что за это богатство неправедное он ответит и его Господь накажет или болезнью или каким-то несчастьем. А мы много примеров видим, когда он доживает до старости, и ему потом еще мраморный памятник ставят».

То есть у человека возникает внутреннее искушение о несправедливости Бога. Он не понимает Бога, и поэтому у него начинает что-то протестовать, в его вере возникает небольшая трещинка такая, через которую сатана нам в сердце вкладывает искушение.

Я бы посоветовал вам то, что мне помогает, когда ко мне приходят такие искушения. Я не стараюсь все понять, я даю себе отчет, что премудрость Божия – это бездна. А я – маленький червячок на берегу океана, который не может вместить в себя, в свою маленькую головку, вот этот океан. Но единственное, что я понимаю: если я каждую ситуацию живу через вечность, ко мне приходит истина. Как бы долго неправедник не жил со своим неправедным богатством, он умирает. Это непреложный закон, вот это мы понимаем все. И как бы долго праведник ни страдал в своей земной скорби, и он умирает. И его страдания заканчиваются. Как благополучие неправедника, так и страдания праведника – всё когда-то кончается. И если ты начинаешь все события жизни жить через вечность, у тебя всё становится на свои места.

Вспомним притчу о богатом и Лазаре. Ну, сколько богатый наслаждался своим богатством? Ну, пусть он даже 100 лет прожил. Но 100 лет относительно вечности… Если нарисовать вечность в виде бесконечной линии, у которой нет конца, то наша жизнь на этой линии будет маленькой точкой относительно вечности. И относительно вечности все наши вопросы, недоумения просто пропадают в этой вечности.

Так вот, наша цель – прожить здесь не удобно, комфортно и благополучно. А наша цель – прожить в этой маленькой точке праведно. А праведности часто сопутствует скорбь. Поэтому Господь и говорит: «Хочешь быть моим учеником? Имей в виду: тебе придется взять крест и следовать за Мной». Потому что праведность всегда дорогого стоит. Праведность – это всегда выбор. И часто это выбор, который стоит труда, потери, непонимания, гонений. А иногда даже смерти.

Вот сейчас наши молодые ребята выбирают между жизнью и смертью. Это их выбор. Но этот выбор их характеризует для вечности. И наоборот, кто-то делает другой выбор, и все равно умирает. И это его характеризует для вечности, каким он перейдет в вечность. В каком качестве мы переступаем порог в вечность, в таком качестве мы останавливаемся для вечности. Разбойник не покаявшийся переступает порог вечности в разбойстве, а праведник… К праведникам я отношу даже разбойников кающихся, тех, которые плачут о своих грехах. Они уже праведники. И те переступают порог вечности в своем состоянии покаяния. И наследуют одни благую вечность, другие наоборот.

Не пытайтесь все понять – это первый совет. Просто доверьтесь Богу, как дети. Ну, Бог знает. Помните, когда мы были маленькими детьми, у нас так часто бывали такие моменты, когда мы сами себе, слава Богу, маленькими мозгами говорили: «Ну, папа с мамой знают, а я не знаю, как лучше, они плохого мне не хотят». Поэтому научайтесь доверять, иногда даже не понимая Бога. А, во-вторых, пусть все ваши оценки проходят через точку вечности, через смысл вечности. И тогда всё встанет на свои места. Всё очень коротко в этой жизни, очень временно. Всё пройдет. И эта минута вот прошла, я сказал проповедь, пошел дальше служить.

Богу Нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Протоиерей Сергий Баранов
12 марта 2023 г.

МЕНЮ