Давно это с ним? – С детства — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Давно это с ним? – С детства

Сегодня первое евангельское чтение было о том, как мужчина привел сына своего к Господу, чтобы Господь исцелил его. Этот сын страдал недугом беснования. Согласитесь, лучше самому болеть, нежели дети болеют. Самая-самая большая скорбь – это когда дети болеют или, не дай Бог, хоронить своих детей. И вот этот исстрадавшийся отец подходит к Господу и говорит: «Я уже просил твоих учеников и апостолов, и они не смогли исцелить его. Я прошу Тебя решить эту нашу скорбь, избавить нас от этой беды». И тогда Господь спрашивает: «Давно ли это у него происходит?» Отец больного юноши отвечает: «С детского возраста. С самого детства он болеет припадками беснования».

Мы понимаем причину всех наших болезней. Когда Адам с Евой жили в раю, они не болели. Они не страдали. Они наслаждались мирной, тихой жизнью, трудились, возделывали рай. Были в общении с Господом. И ни скорбь, ни теснота их не посещали. Но после грехопадения люди начинают болеть и умирать. То есть мы понимаем причину всех наших страданий – грех.

Но возвращаюсь к вопросу Господа: «С какого возраста у него это случилось?» С детского. Сразу возникает вопрос: ну, какие грехи могут быть у ребенка? Он только недавно родился. Он ещё не успел ничего наделать. Но ребенок сопричитается греху ещё до рождения. Девять месяцев он развивается в утробе матери, и девять месяцев он живет её ощущениями. Он не только пуповиной к ней привязан, он привязан к ней всеми своими нервами, всей своей силой души. И всё, что в эти девять месяцев переживает мать, переживает и ребенок. В эти девять месяцев мать гневается? – Гневается. Завидует? – Завидует. Тщеславится? – Тщеславится.

Всё, что присуще человеку после грехопадения, мать девять месяцев носит в себе и это невольно передает своему ребенку. Неслучайно в церкви есть такая духовная традиция: когда мать понесла чадо, с первой недели, как она только почувствовала, что там в ней уже есть жизнь, мужчина и женщина расходятся по разным спальням, чтобы ребенок не чувствовал ничего, никаких переживаний. Это непросто, но это реально. Наши предки так жили, так есть, это реально.

Ребенка нужно максимально питать миром, спокойствием, молитвой. Мать причащается, и ребенок причащается, потому что у них в это время одно кровообращение, одна нервная система, завязанная через пуповину. И поэтому не то, что с детского возраста, но ещё до рождения ребенок бывает уже сопричастен греху в полной мере.

Он всё это переживает, все детали греха, все тонкости, все нюансы. И поэтому, когда он рождается, мы смотрим на невинное дитя, его никто ещё не учил греху, он нигде ничего не видел, нигде ничего не прочитал, а уже лежит, ножками, ручками сучит, требует своего, капризничает. Он уже ведёт себя плохо. Потому что в нем всё это уже есть, он родился уже с этим. Мать наградила его и своей группой крови, и своей испорченной кровью, она его уже заразила во чреве своем. Она его уже заразила. И мать, и отец.

И обратите внимание, что апостолы не могут исцелить его. В сегодняшнем Евангелии этот бедный отец спрашивает: «Почему твои ученики не смогли исцелить его?» В сегодняшнем Евангелии, которое мы читали от Марка, говорится: этот род исходит только молитвой и постом.

А в другом Евангелии говорится более точно. Апостолы были в недоумении, они уже творили много чудес, и вдруг в этом случае у них осечка. Они подходят к Господу уже наедине и спрашивают: «Почему мы не смогли в этот раз исцелить?» И Господь отвечает более глубоко, более точно: «По неверствию вашему». А потом Он уже добавляет: «Этот род исходит, исцеляется только молитвой и постом». Неверствие…

Отсутствие веры исцеляется молитвой и постом, то есть духовной жизнью. Я бы сказал: не только молитвой и постом, а всем образом духовной жизни. Мы иногда так наивно подходим к таинству веры. Нам кажется, что мы вошли в храм – и уже верующие. Испытайте свою веру точкой скорби – и ваша вера рассыплется.

Когда мы не понимаем Бога и говорим в отчаянии, даже в противоречии Богу: «Почему? Я же прошу Тебя?» В ответ в этот момент испытывается наша вера. Ты веришь в Бога только в момент благополучия. А в момент скорби твоя вера вдруг раз! И рассеялась, как дым. Значит, это была не вера. Это было что-то очень относительное, зыбкое. Настоящая вера всегда остается верой. И в момент благополучия, и в момент скорби, и тогда, когда ты вообще не понимаешь Бога. Не понимаешь Бога, но веришь Ему, что Он лучше тебя видит ситуацию, что Он – великая любовь, великое благо, великая премудрость, и что всё в Его добрых и отеческих руках. Такую веру очень непросто иметь. Такая вера приобретается потом, скорбью и кровью. Чем человек больше терпел, тем крепче его вера. Неслучайно Господь призывает учеников: «Хочешь быть моим учеником – бери крест, следуй за Мной!»

Несением креста, во-первых, испытывается твоя вера, а, во-вторых, укрепляется. Нельзя себя убедить в вере. Уговорить, обмануть, что ты верующий, можно. Но придет точка скорби, точка отчаяния – и твоя вера испарится. Вера – это чудо. Вера – это Таинство. Ты не можешь объяснить даже, что это такое, как это к тебе пришло. Ты просто констатируешь факт: «Верую, Господи, очень крепко верую». А до этой точки ты всё время в церкви вопиешь, как вот этот отец: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» То есть, какая-то чуточка предзачатной веры во мне есть, но окончательная вера – от Твоей благодати. Вот Ты пошлешь на меня Духа Святого, и Он меня просветит. Что со мной произойдет? Я даже не понимаю, что это. Но вдруг я становлюсь очень убедительно верующим. Верую, Господи, помоги моему неверию. Мне нужна в этой моей вере Твоя часть. Моя часть очень ненадежная и зыбкая, поэтому помоги, Господи, моему неверию.

К сожалению, об этом мы можем говорить с печалью, со слезами, потому что в этом состоянии мы бываем даже, когда пятьдесят лет в храм ходим, а то и всю жизнь. Часто у нас бывает какая-то несовершенная вера. Сегодня веруем, завтра не веруем. В этой ситуации доверяемся Богу, в другой не доверяемся.

Так вот, если Бог посетит, происходит просто чудо. Просто ты веруешь без рассуждения, без объяснений, без углубления в какую-то философию. Я верую! И вот с такой верой можно идти даже на крест, даже на смерть. Эта вера, как фундамент, непоколебима.

Господи, дай нам веру! С верой так легко жить. Я не говорю, что верующему человеку не сопутствуют скорби. Это какая-то фантазия, что вот человек покрестился, ходит в храм – и у него все скорби и недоразумения сразу отошли. Да их может быть даже больше. Отношение к этому становится другим. Ты просто веруешь, что Бог послал, значит, так и надо. И Бог согреет твое сердце, укрепит, и ты вытерпишь, вынесешь и пойдешь дальше. Такие сладкие слова. Не просто Иисусе, а Иисусе Сладчайший, спаси нас!

Протоиерей Сергий Баранов
14 апреля 2024 г.

МЕНЮ