Бога надо искать в молитве — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Бога надо искать в молитве

Смирение – это начало рая, когда у человека ничто не крадет мира души, в мире души есть молитва, а в молитве есть Бог. Смирение – это состояние, в котором ни обстоятельства, ни враги, ни друзья, никто не крадет вашего мира. В полной мере это есть только у совершенных, а в нашем случае есть шествие к смирению. Если мы в ту сторону идем, мы как бы пользуемся всеми этими средствами, которые дает смирение. И наоборот, если не хотим, то ничего и не получаем. Смиренным нельзя человека заставить быть, заставить можно быть забитым, хитрым, чтобы выживать в забитости, строгости, а смирение рождается доброй волей, может родиться, когда человек сам этого очень хочет. А хочет – когда понимает в чем смысл. Человек не может хотеть того, чего не понимает. Когда он понял, что такое смирение, – он хочет его практиковать, учиться ему, приобретать. Смирение дает радость, мир, покой, любовь. И наоборот, где нет смирения, там одни горести и беды, ссоры, обиды, разочарования. Не бывает монашества без смирения, но и никто не может заставить практиковать смирение. Если человек говорит, что хочет стать монахом и не хочет практиковать смирение, то он желает какого-то другого монашества, которое сам себе выдумал. Как фарисеи ветхозаветные: они хотели быть с Богом, но как-нибудь без Бога. У них получилась уродливая религиозность.

Когда найдешь Бога в молитве, то уже не надо оправдываться, уже все произошло, не надо никаких объяснений, разговоров никаких. Оправдываться нужно тем, кто сам ни во что не верит.

Так и перед Богом – не надо оправдываться, надо Его искать в молитве. Знаете, как с Богом, когда Его найдешь? Иди, покажу тебе… вот так (обнимает), и ничего больше не хочется, правда? Не оправдываться, не объяснять ничего. Просто хорошо, и все. Вот так должно быть с Богом. Оправдываться – это перед начальником можно, перед судьей каким-нибудь, а перед Богом можно только плакать от умиления, от своего недостоинства, от того, что Он тебя любит, несмотря ни на что, от того, что Он тебя обнял и не отпускает. Вот с таким Богом все легко. И очень тяжело с Богом, который за каждым твоим шагом следит, что-то там высматривает, готов тебя в ад отправить за каждый грех. Господи, Слава Тебе. Очень грустно бывает, когда христиане видят Бога, как какого-то страшного судью, грустно за Бога, хочется кричать: «Люди, Он не такой, Он совсем не такой, это мы такие, а Он совсем не такой».

Есть такая картина о блудном сыне, когда он стоит на коленях перед папой, уткнулся головой в его коленки, а отец его голову обнимает, а он плачет, этот дурной сын, блудный. Стоит и плачет, плачет от стыда, от сочувствия отцу, и плачет от умиления, что его отец такой добрый, что принял его, обнял, поцеловал.

 

Протоиерей Сергий Баранов

16 января 2018 г.

МЕНЮ