Аще не Господь созиждет дом… — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Аще не Господь созиждет дом…

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня церковь вспоминает святого Лонгина сотника. Это один из воинов, которые распинали Господа. Распинали Господа с чувством своей правоты, справедливости. Искренне они это делали. Это же тот распинатель, тот воин, зачерствевший на войне человек, который просто делал свое военное дело и делал его с искусством. Говорят, римские воины могли произвести распятие очень ловко, очень быстро и очень точно. Они защищали родину не только на полях сражения, но и от внутренних конфликтов, были верны императору.

Этот воин, этот слуга императора короткое время назад делал с чувством правоты это свое военное дело, и вдруг в нем происходит кардинальная перемена. Господь умирает на Кресте и в предсмертных крайних муках кричит на Кресте. Бог кричит слова: «Или, или, лема савахфани!» («Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?») Господь умирает, сотрясается земля, стихии земные показывают, Кто умер, что произошло. И вдруг в этом воине происходит кардинальная перемена. Минуту назад он – распинатель, и вдруг через минуту – почитатель, почитатель сам до смерти крестной.

Знаете, я иногда стараюсь ставить себя в ту временную точку, временную, пространственную. Вот как бы я переживал пришествие Господа. И, к сожалению, а, может быть, и не к сожалению. Не к сожалению, я искренне это говорю, наверное, я бы тоже не узнал в Нем Бога. Ну, представляете, человек живет в обществе тридцать лет, тридцать три года, находится среди нас, как один из нас, ничем еще в эти годы не проявляется. Кто-то Его знал лично, кто-то знал Его семью, пересекался в жизни с Ним. И вдруг Этот Человек говорит: «Я – Сын Божий». Ну, каждый себя поставьте в эту точку. Как израильтяне говорили, как они думали, как они это воспринимали: «Сошел с ума. Безумный». Вдруг в Нем проявилась мания величия, называет Себя Сыном Божиим. Они вот по-земному, объективно мыслят, объективно действуют. Для них это большое кощунство, что вдруг человек называет себя Сыном Божиим, равночестным Отцу Своему Небесному, ибо Он говорит такие слова: «Я и Отец – одно». Кощунство, богохульство. В те строгие времена, времена тех строгих нравов – достоин смерти, тут же. Он кощунствует, Он оскорбляет Бога, Он Себя сравнивает с Ним, Он Себя соединяет с Ним, говорит: «Я и Отец – одно».

Прошло две тысячи лет, христианство так укоренилось в мире, так естественно теперь оно входит в мировую культуру. А тогда в израильский народ вошла культура ветхозаветная; ветхозаветная культура, которая была еще относительно очень земная. Смотрите, какие нравы: око за око, зуб за зуб. Всё по человеческой справедливости. И вдруг не просто Человек приходит и называет Себя Сыном Божиим, и вдруг Он всё миропонимание переворачивает с ног на голову. Не око за око, а другую щеку подставь. Мир не понимает, не может проглотить. Не то что не понимает, мир сердится, мир бунтует. Бунтует до того, что распинают Его. И даже распяв Его, не успокаиваются, стоят под Крестом израильтяне и плюют еще на Него. Казалось бы, Человек в таких муках умирает, ну дайте Ему уже просто умереть…

Вот по-земному их можно понять. Этот Человек богохульствует – называет Себя Сыном Божиим. А как Его не по-земному понять, если это сверхъестественно? Что надо было нести в человеке, каждому человеку, чтобы вдруг увидеть в Нем человечество, наполненное Богом? Человечество вижу, Бога не вижу. Так же, как и сейчас мы. Вот вся вселенная наполнена Богом, вся вселенная стоит премудростию Божией, а Бога мы не видим. Мы даже иногда не видим Его премудрость. Иногда говорят неверующему человеку, который совсем духовное не видит: «Да ты посмотри, как вселенная вся уравновешена, как выстроена, выверена, как сложнейший часовой механизм». Ведь Кто-то шестеренку к шестеренке собрал, завел этот механизм, высчитал зубья шестеренок, чтобы всё это двигалось, не мешало друг другу, а друг друга подталкивало. Ведь это сложнейший-сложнейший организм – наш космос. Ведь должен у него быть Архитектор…

Как что-то создается? Сначала рождается идея в чьей-то голове. Потом эта идея ложится в проект. Потом по этому проекту, не отходя от него, рабочие строят кирпичик к кирпичику. Отойдут от проекта – будут трещины. И еще хуже – рухнет потом. Так вот, есть Архитектор Какой-то мировой всей этой гармонии.

Говоришь об этом неверующему человеку, он отвечает: «Это природа». Я сразу задаю вопрос: «А природа – это кто или что?» Если природа – это «что», то она не может творить премудрости, творит только «кто». Как это можно понять? Многие из нас – из советского времени. Ходили, безумные, смотрели… Как Господь говорит: будете смотреть и не видеть, будете слушать и не слышать. Смотрели на очевидные вещи и ничего не понимали. Израиль смотрит на Христа и не видит.

Я не кощунствую, я как грешный земной человек их понимаю. К сожалению, ставлю себя в ту временную точку и, к сожалению, говорю: и я бы не увидел, ничего бы не увидел. А еще страшнее, может быть, я бы был среди распинателей, с чувством праведного гнева: как Этот Человек хулит Бога! Был бы одним среди них.

Что надо было, чтобы увидеть в то время Бога? Что нужно сейчас, чтобы увидеть Бога?

Кто-то может сказать: «Нужно иметь простоту апостолов. Ученый мир надмевался своим знанием – фарисеи, саддукеи… А Господь явился к простым апостолам, и вот на их простое сердце легло Евангелие». Опять же я сомневаюсь. Сколько мы по простоте душевной делаем глупостей в жизни! По простоте душевной – глупости и глупости. Думаю, не простоту только надо было иметь. Может быть, простота – это небольшая деталь. Тридцать лет уже почти служа священником, я прихожу к тому, что «аще не Господь», никто ничего не может. Можно все духовные книжки перечитать, Евангелие выучить наизусть. Текст будешь знать, сути не будешь понимать. Или еще хуже – будешь понимать искаженно, так, как ты понимаешь. Это будет твое Евангелие, твой не Бог, а божок, которого ты себе выдумал. Если Господь Духом Святым не коснется твоего сердца и твоего разума, ничего не поймешь. Еще хуже – поймешь искаженно.

Как-то одна женщина мне говорит: «Отец Сергий, так сложно спасаться, так сложно, когда не понимаешь, где истина». А я ей говорю: «Это не самый страшный вариант. Страшнее, когда Вы понимаете, где истина, и как бронепоезд туда едете, а она не там». Когда человек убежден в том, что понимает, где истина, он может ошибиться – она на самом деле не там. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия», и самое главное – не надейтесь на самих себя, на свой разум, на свое сердце. Даже на свою искренность не надейтесь. Не надейтесь на свое покаяние. Всё это у нас поражено, исковеркано грехом. Если Господь не коснется нашего разума – ничего не поймем. Поэтому отодвигайте свой разум на второй план. Я не говорю, что совершенно его выключите, для чего-то же Бог дал человеку мозги. Но нужно понимать, что в земном разрезе мы как-то еще мозгами пользуемся: как правильно бюджет семьи рассчитать, работать, детей воспитывать. Но вот в духовном… Это такие тонкие вещи. Самый мудрый ученик – это тот, который не сам зубрит, а который ищет учителя. Наш Учитель – Сам Господь Бог. Иисусе, Иисусе, просвети мой ум. Даже когда мне кажется, что все понимаю, на самом деле потом по факту, по делу вижу, что я ничего не понимаю, опять всё испортил.

Что произошло с сотником Лонгином? Он что-то увидел? Можно сказать: он увидел, что природа сотряслась. А что, этого явления в Иерусалиме тогда никто не видел? Да не это с ним произошло. Почему-то по неведомым нам причинам Господь его выбирает из этой толпы и касается его сердца. И вдруг у него открываются духовные очи, и он начинает видеть.

Одна из самых читаемых молитв в церкви – Царю Небесный, которая обращена к Святому Духу. Царю Небесный, – мы просим, – приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша. Он нас просвещает, Он нас спасает. Не мы спасаемся, не мы просвещаемся. Мы просвещаемся не чтением, не изучением, мы просвещаемся Духом Святым.

Посмотрите, как смиренно говорит прокаженный в Евангелии. Он приходит и говорит удивительные слова. Наверное, такие слова не выдумаешь. Он не приходит к Господу и не говорит: «Исцели меня». А как он говорит? «Если хочешь, можешь меня исцелить». Смотрите, какая удивительнейшая скромность. Не «исцели меня»! Как часто мы приходим, записки пишем и требуем: «Исцели меня, исцели». Отец Григорий мне вчера рассказывал: кто-то ему подал записку о продаже квартиры, а потом через неделю приходит и говорит: «Ни одного звонка не было! Ты, наверное, эту неделю спал, отец Григорий…» Смотрите, совершенно другое отношение: «Если хочешь, можешь меня исцелить…». Господи, если хочешь, можешь с моей квартирой решить вопрос.

Всё наше хождение в храм неправильно мы понимаем. Ура, я пришел в храм. Ура, я обрел веру. Я стал исполнять заповеди Божии. Да не ты! Вот не коснулся бы Господь твоего сердца, как ходил бы по Гаю мимо храма, даже в эту сторону не смотрел бы. Вот Господь что-то делает с нами, когда ты понимаешь, что это не твое достоинство, а что это милость Божия, что из миллионов людей вдруг тебя вытянул, как этого Лонгина. В человеке рождаются тогда не гордость и тщеславие, а рождается умиление, вот прямо до слез: «Благодарю, Тебя, Господи, что Ты меня тянешь за уши, тянешь, а я еще и упираюсь. Господи, давай я в следующее воскресенье приду?» – «Да Я тебя сегодня приглашаю». – «У меня сегодня гости, давай на следующее воскресенье». И смотрите, даже дальше как Он говорит: «Ну, хорошо, давай в следующее». А на следующее у нас еще что-то.

Аллегория Бога и нас, безумных детей, – отец блудного сына. Он не просто сидит и ждет. Смотрите, он даже ждать не может, он оставляет дом, ему говорят: «Там твой оборванец идет, который пропил твое имение, расточил. Не только твое имение пропил и расточил, он твое доброе имя расточил, потому что все знают, чей он сын. И он не прославляет твою фамилию, а унижает. И вот этот кусок дерьма… сейчас идет обратно». Но отец не может ждать, выходит навстречу. И уже тогда сын приходит в разум и говорит: «Уже не как сына, возьми меня как раба. Если хочешь, можешь меня исцелить».

С Лонгином произошло великое чудо. Но это не достоинство Лонгина, это милость Божия. С каждым из нас когда-то произошло чудо, что мы сюда забрели, в храм. Но это не наше достоинство, это милость Божия. И еще, придя сюда, мы себя ведем не соответствующе. Но Он терпит и терпит, и навстречу выходит. Ему же слава со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Сергий Баранов

29 октября 2023 г.

МЕНЮ