В Рождественский праздник переживаем величие Божие — Иверский Орский женский монастырь
Назад

В Рождественский праздник переживаем величие Божие

ОРСК. 7 января 2021 г. В Иверском женском монастыре встретили Рождество Христово. В текущем году состоялось две праздничных Божественных литургии. Ночная – в Иверском храме и утренняя – в домовом храме святителя Иоанна Шанхайского.

На ночную службу, как и в прошлом году, пришло и приехало очень много людей, несмотря на неудобства, связанные с коронавирусом. В притворе храма необходимо было надевать маски, дезинфицировать руки или надевать перчатки. Людской поток встречали сотрудники полиции. Их прибыло не меньше десятка. Они бдительно несли службу возле монастыря и в помещении. А журналисты портала Орск.ру и телеканала «Евразия» вели прямую онлайн-трансляцию богослужения.

Литургию возглавлял протоиерей Сергий Баранов, духовник обители. Как отметила настоятельница монастыря игумения Ксения (Пашкова), сегодняшний праздник помогает нам вновь пережить величие Божие, Его милосердие и неизреченную любовь ко всем людям.

По окончании богослужения отец Сергий произнес трогательную проповедь:

«У псалмопевца царя Давида есть очень страшные, очень тревожные слова, если вникнуть в их глубокий смысл: «И во гресех роди мя мати моя». Что означают эти слова? То, что Адам и Ева после грехопадения стали передавать греховное поражение вместе со своей кровью своему потомству – детям, внукам, правнукам, праправнукам. И поэтому псалмопевец Давид говорит, что нет на земле ни единого, кто бы не согрешил. А вместе с грехом они стали передавать смерть. И когда ещё мать носит в утробе своё чадо, она уже передает ему через единое кровообращение свою зараженную грехом кровь.

И с этим пять с половиной тысяч лет человечество не могло ничего сделать. Люди принимали это как страшный, скорбный, но неотвратимый факт, потому что ни одна земная мать не имела чистой крови, чтобы передать своему чаду. И поэтому чада рождались, болели, скорбели и умирали.
Где же можно было взять эту чистую кровь, чтобы совершить переливание человечеству чистой, незараженной крови?
Самый сложный богословский момент в Православии – это воплощение Бога. Если человек подходит к этому моменту логически, то это таинство не вкладывается, не вмещается в наши головы: как Бог, Творец бесконечной вселенной мог вселиться в человеческую плоть? В такую малость, в такое ничтожество. У него не было другого выхода по любви к человеку, как только принять его греховную плоть, исцелить её в Самом Себе на Кресте и дать нам в виде Тела и Крови, которых вы сейчас все причастились.

Этот бесконечно великий Бог вдруг становится такой малостью. Сначала просто Маленьким Младенцем Он входит в форму, Он входит в плоть. И настолько Себя ограничивает! Он входит в какую плоть? В плоть несовершенную, Он входит в нашу плоть, зараженную грехом. И Сам Себе на Кресте исцеляет эту плоть, заповедует своим ученикам, а вслед за своими учениками две тысячи лет передает и нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя». И Он говорит в Евангелии: «Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни». То есть не войдёте в Царствие Небесное. Почему не войдём? Потому что у нас не произойдёт переливания Крови, в нас не войдет чистая, не зараженная грехом Кровь. В нас так и останется та кровь, которую мы принимаем от своих прародителей. И никто ничего не мог с этим сделать кроме Самого Христа.

А как Он изменил нашу плоть, войдя в неё? Что же он с ней сделал? Что произошло с Адамом и Евой, когда эта плоть испортилась? Они были созданы по образу и должны были стать ещё по подобию похожими на Бога. А если, как говорит Евангелие, Бог – есть любовь, то любовь – это единственное такое высочайшее состояние, в котором нет эгоизма. В любви не присутствует эгоизм, иначе любовь перестанет быть любовью. Совершенная любовь лишена эгоизма. Она живет всегда ради любимого. Живет до самой смерти ради любимого, ради которого готова умереть.

Так должны были жить Адам и Ева ради Бога. А Бог так жил ради них. Но они допустили эгоизм, и в них вошла страшная зараза, когда люди предают друг друга, уничтожают, когда гибнут миллионы людей в войнах, катаклизмах. Мы с ненавистью кричим туда, вверх: «Господи, почему, за что?» А Он отвечает: «Да вы же сами друг друга убиваете, Меня же там нет среди вас. Ведь вы же сами предаете. Сами ненавидите, сами обманываете. Сами устраиваете эти войны, а виноват опять Я. А Я где?»

Преподобный Софроний (Сахаров) во время первой мировой войны не мог смотреть на миллионные жертвы, не только военные, но и гражданские, когда умирали с голода миллионы женщин, стариков, детей – война никого не щадит. У преподобного тогда родился протест в сторону Бога, и он сказал: «Господи, где же Ты!?» И ему явился Христос, висящий на кресте. Господь сказал ему: «Софроний, разве ты распялся на кресте за них? Ведь я уже две тысячи лет с креста не схожу. А вы только воюете, предаете, обманываете, завидуете, лукавите… Всё это ваше. А где Я? А Я на кресте по сей день».

Говоря об отношении людей к рождественскому празднику, батюшка Сергий отметил, что человечество в основном переживает Рождество просто как веселый добрый праздник, который как бы смешался с Новым годом, со всеми атрибутами веселья. Но начинаешь по-другому относиться к этому торжеству, когда задумываешься, какой ценой Господь стал плотью и чем закончилось для Него через 33 года Его земное существование. Поэтому пусть Рождество будет и веселым праздником, но более всего торжественным, благоговейным.

Прослушать полностью всю проповедь духовника в аудиозаписи можно ЗДЕСЬ.

Виктор Базилевский
Фото автора

МЕНЮ