Проповедь в Прощеное воскресенье — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Проповедь в Прощеное воскресенье

С завтрашнего дня начинается Великий пост. Проверьте себя, обратите внимание, с каким настроением души вы встречаете эти дни. Если в преддверии Великого поста имеется состояние тревоги, осторожности, ощущение, что впереди ждут испытания, ограничения себя самого и присутствует такое чувство, что мы сегодня последний день отдыхаем, а завтра начнётся что-то очень страшное и серьёзное, – значит, мы еще очень плохо воцерковлены. Мы воцерковлены на уровне законничества. Значит, мы исполняем все Заповеди, мы исполняем пост, молитву, все традиции церковные только лишь в силу того, что боимся когда-то получить наказание на Страшном Суде Божием.

Это состояние, может, и неплохое для новоначального. Но для тех, кто ходит в храм давно, уже не первый год, а уж тем более для монашествующих, которые должны жить духовной жизнью, это состояние совершенно неприемлемо.

Сегодня наше сердце должно даже немножко ликовать в радости, что завтра мы более сугубо начнём наши отношения с Богом, начнём более внимательную и сосредоточенную жизнь. Это не может омрачать или отягощать. Это должно нас радовать. Знаете, как бывает у невесты в преддверии свидания? В предвкушении встречи с женихом её сердце ликует и радуется. Она сидит перед зеркалом, делает себе прическу, а сердце веселится, потому что она знает: скоро возлюбленный придёт. Так и встреча со Христом.

Другое дело, конечно, если встреча со Христом у нас ещё не состоялась. Если Он для нас всё ещё остается на уровне философии, морали, на уровне закона. Если мы никогда не переживали в молитве встречу со Христом, никогда не переживали в Таинстве Покаяния встречу со Христом, то, конечно, понять это трудно. Но мы должны к этому прийти, иначе наше Православие так и останется на той первой ступени – законнической: исполняю, потому что боюсь наказания. В этом случае, конечно, ни о какой любви разговора быть не может. Это состояние раба. Раба, который боится плетки.

Но Господь пришел и говорит: «Вы – мои друзья, вы – дети мои». Смотрите, какие слова Он употребляет. Он хочет таких отношений. И не только Он хочет, но и мы должны желать таких отношений, потому что эти отношения сладкие, добрые, светлые.

Делать, потому что тебя накажут, рано или поздно становится грустно и даже противно. Ведь состояние раба – это чувство постоянного страха, тревоги, беспрестанная мысль «накажут, накажут, накажут»…

Однажды у меня исповедовалась женщина, православная христианка, которая уже много лет ходила в храм, жила духовной жизнью. И во время исповеди она постоянно говорила: «Ой, вот тут я не так сделала – Бог меня накажет. Вот тут я нарушила – Бог меня покарает». И вся её исповедь была такой пламенно-озабоченной тем, что её накажут. В середине исповеди я вынужден был её прервать. Говорю: «Стой, прекрати. Я не могу слушать, когда ты про Христа так говоришь. Ты говоришь про Христа так, как будто это какой-то палач с плёткой стоит над тобой, надо мной и только и выискивает, за что бы нас наказать. Прекрати. Я не хочу слушать о таком Христе. Христос – другой. Он каждый день с утра до вечера ждёт твоего покаяния. И не просто ждёт, а на Кресте ждёт. И потому не говори мне о таком Христе. Перестань думать о таком Христе, изменяй своё православие: начни видеть Христа любящим, долготерпеливым, ждущим тебя».

Нам бывает плохо от того, что именно такого Христа мы оскорбляем и предаём. Именно Христа любящего, который каждую минуту ждёт и ждёт, выходит на дорогу и смотрит, как тот отец блудного сына. Мы должны переживать именно такого Христа. И к такому Христу мы должны подойти через таинства духовной жизни, через правильную, систематическую духовную жизнь. Чтобы, наконец, перейти уже из состояния раба в состояние любящего сына, который переживает: «Вот сегодня я опять огорчил своего Отца и не могу уснуть, потому что мне плохо. Мне так плохо, мне так грустно, потому что я переживаю своё предательство». Вот такое состояние должно у нас быть.

И, наоборот, когда вы постарались всё исполнить в покаянии, в смирении, вечером говорите: «Господи, конечно, всё я не могу выполнить, потому что я ничтожество. Но хотя бы что-то я постаралась для Тебя сделать». И такое состояние приносит мир, радость, покой, оптимизм в нашу жизнь. И завтрашний день станет для нас радостным. А не так, что сегодня мы кончили плохо и завтра встанем, как с похмелья: с тем же осадком на душе, с этой похмельной горечью.

Поэтому начинайте каждый день с радости, что Бог даёт вам новый день. А засыпая, всегда говорите: «Слава Тебе, Боже! Я сегодня что-то сделал, но этого очень мало. Завтра я буду стараться ещё больше, а послезавтра ещё сильнее постараюсь». Поэтому, когда мы переживаем Христа как живого, как личность, как нашего друга, как нашего отца любимого, тогда Великий пост не будет для нас тягостью и мраком. Великий пост становится для нас радостью.

И завтра утром вы должны открыть глаза, улыбнуться и сказать: «Слава Тебе, Боже! Наступил Великий пост!»

 

Протоиерей Сергий Баранов

22 февраля 2015 г.

МЕНЮ