Совершенство приобретается через терпение боли — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Совершенство приобретается через терпение боли

Бог есть любовь, и пребывающий в любви – пребывает в Боге, и пребывающий в Боге – пребывает в любви. Настоящая любовь может быть только совершенной, несовершенная любовь – это полулюбовь, а полулюбовь – это не любовь. Наша задача – выстроить в своем сердце правильное понятие: что есть любовь. Правильное понятие, потому что сейчас что только не называют любовью, до самого срама, и у каждого свое мнение, свое понятие. Но то, что называет Бог любовью, это непреложное, только это и есть любовь. И так как Бог совершенен, и любовь может быть только совершенной. Не может быть полулюбви, не может быть пол Бога. Мирские люди строят свои отношения в области этикета, в науке, отношения между собой, чтобы научиться обходить острые углы, то есть у мирских людей тоже есть желание достигнуть любви, добрых отношений, мира, личного и внешнего, они так выстраивают свое приобретение, искание любви, выстраивают отношения, чтобы обходить острые углы, уклоняться. И это благо, но это не совершенно. Как я уже говорил, постоянно бегать греха – это хорошо, но это не совершенно в том плане, что ты постоянно находишься в состоянии убегания, в любой момент грех может тебя догнать. В том смысле любви, как светские люди понимают, — деликатность, воспитанность, выстраивание отношений, — они не могут достигнуть совершенства своей любви, поэтому у них постоянно бывают такие непредвидимые ситуации, которые не позволяют быть в совершенной любви. А в церкви – тут уже немножко все глубже, не случайно, когда Господь говорит о любви, Он говорит именно о крайней степени любви, о любви к врагам, то есть он берет самую сложную, самую крайнюю степень любви, которая для мирских людей, научившихся выстраивать отношения, совсем неудобоварима.

В мирском понятии благородство до чего может доходить? До того, чтобы просто уклониться от врага, уйти от конфликта, уйти от ситуации. А Христос говорит о любви к врагам, и, к сожалению, многие даже церковные люди принимают это как заранее неисполнимую высокую цель. Некоторые церковные люди принимают это, как заповедь Христа настолько высокую, с которой можно согласиться, хотя даже внутри мы часто и согласиться не можем, но заранее она для нас невыполнима, потому что мы строим конструкции наших отношений, как мирские люди, мы можем уклониться, деликатно промолчать, где-то понудиться, но не более того. Если мы в этом мирском разрезе строим отношения, у нас получаются, как и у мирян, где-то сбои. Заповедь Господа христианам была: будьте святы, как Отец Небесный свят, то есть Он не призвал их к праведности, которая несовершенная, Он призвал их к святости.

К чему я пытаюсь подвести вашу мысль? Нельзя приобрести любовь только беганием. Настоящее совершенство можно приобрести только победой. То есть, если мы не сразимся с грехом, мы будем постоянно в состоянии этого бегания и этого риска, что он нас догоняет. Он нас догоняет, мы убегаем, он опять догоняет. Если вы хотите приобрести настоящую любовь, совершенную, как и все остальное в духовной жизни, вам нужно согласиться на сражение с грехом и, с помощью Христа, на победу. Если мы в нашем коллективе, в нашей семье, как и в любой другой семье, будем строить отношения в разрезе деликатности, уступок, гибкости, мы сможем их создать, но это будет не совершенно. Можно привести пример, как девушка с парнем поженились, но на самой идеальной волне, для него она самая красивая, самый приятный голос, самая красивая походка; для нее он самый мужественный, самый хороший. И вдруг они начинают жить в быту, и проявляются их недостатки, которые в момент влюбленности они не видели. Например, оказывается, он ночью храпит, а для нее это не просто дискомфортно, а даже неприятно. Он ее привык видеть ухоженной и накрашенной, а утром видит заспанной, отекшей. Это внешние моменты, а внутренние – Господь в их жизни посылает какие-то ситуации, когда они и внутренне проявляются некрасиво. Мы все несовершенны, и когда мы знакомились – у нас создавался идеальный образ. Он самый мужественный казался, и вдруг она увидела в нем моменты трусости, даже предательства, она была для него самая целомудренная, самая честная, вдруг он увидел у нее легкое проявление флирта, то есть это уже не совершенная чистота. И такого накапливается, накапливается очень много. Так вот, настоящая любовь у них может родиться, только если они преодолеют эти негативные вещи, которые будут проявляться в их совместной жизни. То, что было сначала – свадьба, медовый месяц – это была несовершенная любовь, она была основана только на красивом и приятном. В процессе своей совместной жизни нужно стараться преодолевать слабые стороны друг друга. Могут быть даже такие периоды, когда кажется, что любовь прошла, может, даже в какой-то момент смотреть не хочется, слышать не хочется, тут почти все взрослые люди знают, что такое бывает. Бывает, у человека нет мудрости, особенно у молодежи нет мудрости и опыта, что это преодолевается, им кажется, что, если первая влюбленность прошла, – все, нужно сразу разводиться; они не понимают, что, оказывается, за этим периодом претерпевания, преодоления будет другой период, когда отношения любви начинают быть совершенными, когда любовь происходит даже со всеми негативными сторонами человеческих отношений, со всеми некрасивыми деталями друг друга, это уже бывает другая любовь. Эта любовь более совершенная. Я вам говорю это на примере мужчины и женщины, но и мы не сможем родить в себе совершенную любовь в нашем монастыре в отношении друг к другу, если мы не поймем эту вещь. Если мы не будем готовы выстрадать эту любовь, перетерпеть какой-то период ради Христа, ради конечной цели, которую мы себе ставим. Это очень важный момент. На примере духовника: приходит, и сначала идеализируют его, он сначала идеальный, это Бог на земле; им кажется, что они полюбили, но это не любовь, это первый период. Они его полюбят, когда они его примут со всем раскрывшимся его комплексом недостатков.

Матушки, то, что я говорю, это относится к каждому из нас. И я скажу одну очень важную вещь. Это должен понимать и послушник, и духовник, и игуменья. Каждый рождает свою любовь в сторону другого, и каждый преодолевает свою неприязнь. Иначе в одну сторону это может быть преодолено, а другой не хочет. Сколько нас здесь сидит, – чтобы было совершенство, каждый должен это принять, понять и, самое главное, согласиться на этот крест. Кто-то ходил за Господом, слушал Его святые слова, проникался участием, но когда Он им стал говорить о кресте, многие сразу расстроились, спасовались и ушли. Но без этого не было бы приобретения. Я вам говорю это как понятие, чтобы вы знали, что нас ждет впереди. Когда ты знаешь, что ты бежишь, бежишь, но там есть финиш, хороший, добрый, там есть награда, там гимн сыграет в честь твоей победы. Когда есть цель, когда ты понимаешь, что там есть цель, стоит бежать. Другое дело, когда ты бежишь и не знаешь, добежишь ты или не добежишь, а вообще там есть кто-нибудь или нет.

Так вот я вам говорю, что это преодолевается, и не просто преодолевается, другого пути нет для приобретения. Вообще в духовной жизни без крестоношения ничего не приобретается, здесь халявы нет. Это бесы только могут вам дать какие-то настроения психологические. Если мы хотим, чтобы здесь у нас был рай на земле, – каждый из нас должен согласиться на это преодоление. Пусть даже ради самого себя, оно так и есть, ты хочешь в рай, не кого-то же спасаешь, а сам себя? Хочу, хочу в рай, хочу со Христом быть, люблю Христа, с Божией Матерью хочу быть. И это закон.

У меня было всегда такое нехорошее, обостренное чувство правды, и оно мне в духовной жизни очень сильно мешает, я задаюсь вопросом: а почему так, почему нельзя поступить по любви, поделикатнее, но по факту, я постоянно отлетаю от любви. В конце концов, нужно принять эту истину и согласиться с ней, что нельзя, только обходив острые углы, стать совершенным. Нужно переломаться, перебиться, перетерпеть, и поэтому Господь дает в любую семью несовершенство. Несовершенство родителей Господь дает детям, чтобы они не стали хамами, а преодолели и полюбили уже родителей не эгоистично, а свято. Несовершенство детей Бог дает родителям, чтобы они полюбили их не как свои игрушки, красивые, добрые, послушные, а чтобы они полюбили их совершенно, в самой некрасоте их. Запомните, все это нам дается как средство, чтобы мы приобрели нечто совершенное, высокое, и тут не получится идеальных отношений, тут получится только терпение.

Нужно принять этот закон, будет больно, будет много терпения, но только через эту боль приобретается совершенство, нужно согласиться на эту боль, согласиться на эту жертву, и зато потом ты приобретешь очень многое. Мы иногда бываем в недоумении, когда нам представляется монастырь сразу в идеальном виде, все ходят: «Простите, извините, будьте любезны…», и вдруг в эту идеальную картину врывается Пантелеймона не в настроении, или Галюша, или моя любимая Макария, возьмет и на ногу мне наступит в алтаре, и у нас сразу разочарование, недоумение: как так? Я сразу хочу вам сказать: это должно быть, не пугайтесь, не злитесь, не паникуйте, это должно быть. Мы должны это пережить, чтобы приобрести совершенство, и только преодолев это, вы потом удивитесь, какая у нас будет любовь! Другая совершенно, будет совершенно другое качество любви, отношений, когда вы будете друг друга любить не за то, что она послушная, она добрая, у нее голос мягкий, вы будете любить всех: и красивую, и некрасивую, и умную, и дуру. И вот, если это мы родим, у нас будет рай уже здесь. А если мы к этому не подойдем здесь, то и там у нас рая тоже не будет, нас там тоже будет что-то раздражать, потому что у нас состояние сердца такое будет.

Поэтому не пугайтесь, например, когда вы во мне видите какие-то несовершенства, покрывайте их любовью, и у вас родится другая любовь. И сами себе говорите, что это должно быть, это происходит, потому что Господь ему оставляет какие-то несовершенные человеческие качества, черты характера, чтобы мы его полюбили совершенно, со всем его хорошим и нехорошим. Понимаете?

Хочу, чтобы вы поняли суть. Мы собрались на эмоциях пока еще, нам нужно приобрести фундаментальную устойчивость, несокрушимую уже. Но для этого нужно пройти искушения. Когда человек понимает смысл искушений, тогда они для него становятся не то что не страшными, а даже желанными. Он говорит: «Я хочу еще больше искушений, чтобы преодолев их, у меня была еще крепче любовь, еще надежнее». Не смущайтесь, когда видите неправильные поступки друг друга, неправильные поступки руководителя, неправильные поступки послушника, самое главное – не смущайтесь.

Я не говорю, что нам со всем этим нужно согласиться, нужно понять, что это все должно быть, мы должны это прожить, преодолеть. И тогда будет настоящая любовь. Господь сказал, что настоящая любовь – это до любви к врагам, а все остальное очень ненадежно. Помните у Апостола Павла: терпение дает смирение, смирение дает искусство… Помните? А конечная цель – это любовь, сам Бог. То есть, не пройдя этих ступенек, нельзя сразу последней достичь.

Я много раз уже говорил, настоящее, духовное понятие смирения – это не из области этикета «простите-извините», это невозмутимость духа на любую ситуацию, на самую страшную, на самую плохую остаться мягким, мирным духом. Вот это смирение, и это смирение дает счастье, это смирение дает молитву. Если нет у молитвы фундамента терпения и смирения, то вас от молитвы постоянно будет что-то отвлекать, даже тикающие часы. А того, кто сделал себе такой фундамент смирения, – его даже громкоговоритель не отвлечет от молитвы, а кто-то реагирует даже на капающий кран. Почему у нас бывают срывы? Потому что в каких-то моментах нам духовник не объяснил смысл. Не понимая смысла, мы падаем. Вторая ситуация, когда мы знаем смысл, но не соглашаемся на жертву, опять у нас не получается, опять мы падаем. Просто доверьтесь мне, вот это терпение даст вам очень хороший результат, просто доверьтесь на слово. Если согласитесь на эту жертву – потом приобретете очень хороший результат.

Мне иногда так противно от самого себя, что я даже на бесов не валю, думаю, что мы все время говорим: «Бесы, бесы искушают». Сами искушаемся. Они могут только предлагать, а соглашаемся же мы. Любили друг друга, а вдруг в эту любовь входит искушение, а они сказали: «Нет, мы умрем, но все равно сохраним отношения», потом бывает такая любовь… Люди, которые прожили целую жизнь вместе, – она была красивая, худенькая, ласковая, а под старость стала другая, он тоже был стройненьким, резвеньким, а тут наполовину согнулся.

Мы перед Днем Победы, 8 мая, были с владыкой в загсе, поздравляли пары, которые прожили пятьдесят лет. Так умилительно… Женихи идут, штаны скомканные, ногами шаркают, невесты тоже, но для них потом поставили вальс и попросили их потанцевать. Смотришь на них и думаешь: вот это любовь! Пятьдесят лет назад была влюбленность, а вот это – любовь, потому что проверена временем, искушениями, потерями, ссорами, непониманием, даже где-то на грани развода, но они все это преодолели, и теперь это любовь, только через крест, через терпение. И думаешь: любят за красоту? Нет, у них нет уже красоты. А за что? Трудно даже сразу сказать: стоят две развалины, некрасивые, неловкие, и в то же время любящие друг друга.

Так что, когда увидите у меня какие-то нехорошие качества, не разочаровывайтесь, не паникуйте, покройте это любовью, терпением, потом у вас родится совершенно другое отношение и ко мне, и друг к другу. Тогда могут отношения настолько переродиться, что, например, раньше подружки ссорились, скандалили, а пришла какая-то крайняя ситуация, и одна за другую умереть готова – вот настоящее качество любви, но это не бывает просто так, это нужно выстрадать, пережить, перетерпеть.

Я вам еще одно понятие скажу, очень важное: чтобы вам легче было терпеть, поймите, как только у вас все зажалось, когда нерв ваш спазмировался, – постарайтесь расслабиться и делать одно и то же дело мягко. Когда кажется, что все, ты сейчас просто взорвешься от нерва, тебе хочется чашку об пол стукнуть, значит, ты в спазме находишься. Постарайтесь в это время убедить себя, что ничего не происходит, все нормально. Это приобретается опытом, чем больше вы будете находить такие нотки, способность смягчиться, расслабиться, тем больше приобретете опыт. Вам в следующий раз будет это помогать, когда вы не зажметесь, не распсихуетесь, не разозлитесь, найдете способность смягчиться, расслабиться, то увидите, что у нас еще очень много резервов, сил. В состоянии спазма, сердитости – тупик, а когда нашли состояние расслабления, начали мягко и нежно говорить: «Господи Иисусе Христе», – только обязательно мягко, с любовью, только тогда начнет все происходить. Христос тот же самый сейчас передо мной, Он не изменяется. Но одно дело, когда я вам говорю, другое дело – в кризисах, в крайних точках научиться самим ловить это состояние мягкости.

Иногда бывает такая усталость под вечер, особенно когда я куда-то еду, в дорогах, на самолетах, кажется, сейчас поклоны вообще невозможно сделать. Мы последний раз поднимались на вершину Афона, до панагии дошли, очень сильно устали, сил не было и, казалось бы, такой подъем… сейчас надо упасть и все, какие там поклоны, 100 поклонов, 1200 Иисусовых… Я нашел это состояние мягкости, сказал сам себе: «Ничего критического не происходит, я сейчас пойду и сделаю, мягко, не спеша». Отошел к кресту и поклоны сделал, и откуда-то силы взялись, оказывается, у человека есть очень большие резервы. Второе дыхание открывается тогда, когда ты внутренне откроешься в сторону мягкости, гибкости, и поклоны сделал, и молитвы выполнил, легли и спали, наверное, часа четыре всего, чтобы на рассвете уже на вершину пойти. На вершину дошли, солнышко встает над Афоном – у нас не усталость, а радость, бодрость, потому что мы мягкие, гибкие, а если бы я допустил сердитость, я бы надломился, надорвался.

Нужно иметь практику находить состояние мягкости – это и есть смирение. Когда мы смягчаемся, из спазма переходим в мягкость, нежность, то оказывается, там очень много сил. Но все это хорошо удается, когда ложится на молитву, вернее расслабления через молитву происходят, когда начинаешь говорить: «Господи Иисусе Христе» – и все, все хорошо, все встало на свои места, и можно идти дальше и делать, и делать. Но опять же это все нужно приобрести, потрудившись.

Если девочка хочет кататься, как Ирина Роднина, на коньках, это ее мечта – она сначала даже не подозревает, какой труд ей нужно к этому приложить. И та девочка, которая, во-первых, поняла, что это стоит большого труда, во-вторых, согласилась на этот труд сознательно, вот у нее будет результат. А почему ей легко терпеть? Потому что она четко понимает цель. И это не иллюзия, а конкретная цель, и она достижима. Все можно. Я вам скажу такую дерзкую мысль. Каждый из нас может стать святым, если он согласится на крест ради Господа нашего, без креста все это фальш, обман, нужно согласиться на крест, на терпение, и понять, что гибкий и мягкий вытерпит, а жесткий сломается, настройтесь на эту мягкость. И оказывается – все хорошо. Очень хорошо переходить на эту мягкость, когда ум знает сердечное место, и при искушении сразу там начинаете говорить Господу, и все хорошо.

 

Протоиерей Сергий Баранов

10 мая 2018 г.

МЕНЮ