Говорят, среди ученых-гуманитариев больше атеистов, а среди математиков, физиков больше верующих людей. Потому что физики и математики во всем видят очень стройную закономерность. Куда бы они свои формулы не направили, везде видят мудрость, закономерность, стройность всего мироздания. Именно поэтому среди них больше людей верующих. Но церковных людей среди них не обязательно больше, потому что одно дело – видеть следы Божии, а другое – видеть самого Бога.
Многие ученые наблюдают только Его следы, только Его присутствие в этом мире. Но чтобы видеть Самого Бога, для этого нужно еще и кое-что другое. Очень трудно верить в Бога, который есть, но где-то там далеко. Те, кто не ходят в церковь и не имеют молитвенного опыта, говорят: «Я верю, что там что-то есть». И вот это «что-то» и это «там» настолько зыбко, что они никакой связи не могут установить.
Люди испокон веков веровали в этого Бога далекого, Который «где-то там». Нет ни одного народа на земле, у которого бы не было веры в Бога. У всех народов – от самых неграмотных папуасов, до самых образованных – лежит в корне вера в Бога. Но верить в Бога далекого, непознаваемого – это с одной стороны легко, а с другой – очень тяжело, потому что у тебя никаких отношений с этим Богом нет. И поэтому, если отношений нет, то в какой-то момент этот Бог перестает для тебя быть. Он есть как идея, но как личности Его перед тобой нет, потому что ты Его не видишь, не осязаешь, никоим образом не можешь с Ним поговорить, побеседовать. И этот Бог далекий становится богом Никто и богом Ничто.
Так вот сегодняшний день можно назвать сверхъестественным и великоторжественным именно потому, что он нарушает эту дистанцию. Бог понимает: человеку очень тяжело подняться туда, в Его сверхестественные сферы. И, чтобы нарушить эту дистанцию, Бог шагает к нам сюда в самый низ, в самую гущу. Рождается среди нас, рождается младенцем. Младенцем осязаемым, Младенцем, Которого мы видим, Которого переживаем. Который 33 года был потом среди людей, говорил, ел, пил с ними и очень многому научил.
В сегодняшний день, такой великий и торжественный, нарушены дистанции между неведомым Богом и Богом ведомым. Когда апостол Павел пришел в афинский ареопаг, то среди прочих престолов, поставленных разным языческим божествам, он вдруг увидел престол, на котором было написано: «Неведомому Богу». Его это порадовало, и он всем афинским философам говорил: «Я проповедую того Бога, о Котором вы написали на престоле, – неведомого Бога, Которого трудно понять, пережить».
Но христиане пишут уже по-другому. В Троице-Сергиевой лавре прямо над дверьми Успенского собора написано: «Ведомому Богу». Слава Богу, что христиане могут ведать Бога, переживать, они могут с Ним говорить, они могут с Ним жить, и, самое главное, они могут умирать, а потом воскресать. С праздником!
Протоиерей Сергий Баранов
7 января 2020 г.