С праздником Благовещения! — Иверский Орский женский монастырь
Назад

С праздником Благовещения!

Священное Писание называют Божественным откровением. Отчасти — это откровение от Бога в сторону человечества. А еще это откровение первых христиан будущим христианам. Потому что первые христиане записывали и очень откровенно, искренно, честно передавали то, что говорил им Бог. В сегодняшнем Евангелии Архангел приходит к молодой Деве и говорит, что Она зачнет и родит Спасителя. И Она, естественно, по-человечески начинает возражать, «Как же Я могу родить, если не знаю мужа. Хотя Я и обручена престарелому Иосифу, но мы с ним не живем, как муж и жена». Это недоумение естественно во всех, в первую очередь, в иудеях, которые слышали об этом, начиная с самого Иосифа. Он не верит в это и думает, что произошло что-то страшное. Его благочестивое, доброе, любящее сердце не велит ему опозорить свою Спутницу, Которую ему поручили, чтобы ее побили камнями. Он хочет отпустить Ее тихо, никому ничего не говоря, не беря на себя этот грех. Ангел Господень приходит к нему и говорит: не бойся, сегодня ты присутствуешь пред великой тайной, потому что происходит сверхъестественное.

Такого никогда не было в человечестве, дева не может зачать и родить без мужа. И поэтому, если бы христиане были бы маловерны, боялись бы неправильного понимания Евангелия из-за этого отношения в сторону них, их веры, наверняка бы они подретушировали этот момент. Кто бы так откровенно писал о том, что искусит будущие поколения неверующих, не просвещенных Духом Святым? Потому что, если к этому моменту подходить со стороны рационального ума, все будет противоречить. В человека будут вторгаться тысячи помыслов, искушающих его на это святое событие Евангелия, приносящих недоумение, недоверие, искушение, и сама вера бы колебалась. Но христиане именно так пишут свое Евангелие, свое Благовестие. Ничего не сокращая, ничего не ретушируя, ничего не смягчая — именно так может писать человек, который имеет великую, непреклонную веру, которую ничто не смутит. Веру, которую имела Сама Богородица, хотя Она сначала естественно, по человечеству своему, возразила: как же Я могу родить, если Я мужа не знаю. И когда Архангел Гавриил ей говорит: так Бог велел, и так будет — эта молодая чистая Девушка отвечает: Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему. Самым первым верующим Человеком была Пресвятая Богородица. Все мы после Нее. Все мы ниже Ее. Она была самая первая, Которая уверовала в эту Тайну, Тайну тайн, которая приносит, как говорит апостол, неверующим недоумение и искушение, а верующим силу Божию.

Меня всегда этот момент убеждает в истинности Евангелия, что оно написано не конъюнктурно, без всякого подтекста, а как верили, так и писали. А почему так верили? Потому что знали, что не может человек просто от доверия писать, он должен знать истинно, непреложно, как «аминь». И тогда он пишет: я знаю, и поэтому я говорю.

Мне сейчас вспоминается случай, как один профессор философии Фессалоникийского университета, приехав на святую гору Афон, сначала недоумевал: мы профессора, ученые люди, когда говорим о Божественном, говорим очень осторожно: «может быть», «скорее всего». А когда я читаю святителя Григория Паламу, меня смущает, что он говорит, что вот так и не иначе. Такая дерзость может быть или от знания, или от прельщения. Но после того, как этот профессор три дня походил по Святой Горе, пообщался с монахами, как и чем они живут, то понял, почему святитель Григорий говорит очень убедительно. Потому что он знает от своего личного опыта, а не из книг, знает: «аминь» — и никак иначе.

Вот так писались наши Евангелия первыми христианами, апостолами, а затем утверждались святыми отцами. Было много разных Евангелий, и некоторые из них Святая Церковь отринула — в них не было христианского Духа — и утвердила только четыре Евангелия. Отправная точка всей нашей веры — Благовещение Пресвятой Богородицы. И Святая Церковь утверждает именно так, не боясь смущения жидовствующих, язычников, которые не примут этого и потом будут две тысячи лет унижать, оскорблять Божию Матерь. Мы не боимся этого, потому что знаем Божию Матерь даже не по Евангелию. Христиане знают Богородицу лицом к лицу, глаза в глаза. Им не надо никаких доказательств. Мы говорим потому, что мы знаем, а не потому, что веруем. Наша вера давно перешла в знание. У кого еще не перешла, пусть она поскорее перейдет, чтобы мы говорили убедительно. Чтобы мы говорили: «Пресвятая Богородица!»… и знали, что это Матерь Бога нашего.

С праздником вас, дорогие мои!

Протоиерей Сергий Баранов
7 апреля 2021г.

МЕНЮ