Результат труда – радость — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Результат труда – радость

Пашем, пашем, убиваем себя трудами, а результата нет. Вот что грустно. Я понимаю, когда какой-то тунеядец не работает для Бога, то у него и результата нет. Все закономерно. Но плохо, когда человек ушел из мира, от радости мира, пришел в монашество, где-то недоедает, где-то недосыпает, лишается своей воли, трудится по благословению, много чего себя лишает, а не получает результата. Этот труд без результата — какой-то тупой и грустный. Результат — это радость. А когда будет радость? Когда будет любовь. Я не верю, что кто-то имеет радость, не имея любви. Он обязательно с кем-то поцапается, с кем-то поспорит. Такой человек все время в конфликте. Я не говорю, что можно избавиться от внешних конфликтов. Это иллюзия. После грехопадения конфликт внешний в мире есть, и будет оставаться. Фантазеры, которые надеются Царствие Небесное на земле устроить, не туда идут.

Царствие Небесное действительно может предвкушаться на земле, когда у тебя внутри все выстроилось по Богу. Не случайно говорят, что Бог даже ад Собой пронизывает, потому что Бог наполняет Собой всю Вселенную. Наша цель в православии не подвиг сам по себе. Наша цель в православии — это радость. Человек создан для радости. Но иногда некоторые в другую крайность впадают. Им кажется, что радоваться можно просто: начать радоваться — и все. Нет, искусственно радость не получится. Нужно уйти от внутреннего конфликта — и тогда у тебя всегда будет радость. Но чтобы научиться уходить от конфликта, нужно труд приложить.

Фантазируют те люди или те сектанты, кому кажется, что они без духовной жизни, без обретения молитвы, без соединения с Богом могут обрести радость. Это все или фантазии, или не совершенная радость. Сегодня у вас радость, завтра вы поссорились, послезавтра помирились и т. д. Без молитвы Бога найти нельзя, потому что молитва — это не говорение, не чтение духовных текстов, но состояние, в котором ты непостижимым образом соединяешься с Богом. Это нельзя объяснить тому, кто этого не знает, — трудно подобрать нужные слова, сравнения, выражения.

Но святые нам говорили, что это возможно, и мы на их примере видели такое внешнее преображение, что некоторые из них светились нетварным светом. Молитва — это именно состояние, в котором ты не просто начинаешь верить в Бога. Верить в Бога — это уже не состояние святых. Ты начинаешь не верить в Бога, а переживать Бога — непостижимо, необъяснимо, не в образе, не в каких-то чувствах. Но это переживание более точное, чем любой образ и любое чувство. Для нас драгоценно, что это не только опыт древних отцов, которые жили 1000 лет назад. Для нас драгоценно, что этот опыт имел Софроний Сахаров, который совсем не далеко от нас по времени отстоит. Силуан Афонский, живший в 1938 г., и это тоже близко к нам. Иосиф Исихаст, 1959 год. Порфирий Кавсокаливит, 1993 год. Старец Гавриил Ургебадзе, 1996 год. Вот эти люди, и они спасались не средним путем.

 

Протоиерей Сергий Баранов

15 октября 2017 г.

МЕНЮ