Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Какой была жизнь Пресвятой Богородицы? Много ли было в ней событий, впечатлений? Жизнь у Неё была прекрасной, хотя по-земному очень небогатой на события, впечатления, увеселения. Потому что с трёх лет Она находилась при храме. Это, наверное, уникальный случай в жизни рода человеческого, чтобы ребёнок с трёх лет уже был при храме и ничего другого не знал, кроме храма, молитвы, уединения. И, казалось бы, по нашим земным оценкам Её жизнь должна быть какой-то очень унылой и несостоявшейся. Но кто из нас может сказать, что Её жизнь не состоялась? Это была самая прекрасная жизнь из всех жизней на земле. Жизнь Пресвятой Богородицы – это идеал жизни на земле.

Конечно, с трёх лет находясь при храме, Она была лишена земных, мирских впечатлений, радостей. Но Она имела гораздо большее: вся Её жизнь наполнена Духом Святым, переживанием Бога. Не иллюзией Бога, а очень ярким, очень отчётливым переживанием Самого Бога. Она постоянно находилась в Духе Святом, в состоянии рая. И это состояние рая было даже больше, чем у Адама и Евы. Потому что у Адама и Евы эгоизм всё-таки украл рай. А у Пресвятой Богородицы было состояние уже совершенное, другое, отличное от состояния Адама и Евы. Она во всей своей жизни ни разу не согласилась на грех, даже в мысли, даже в помысле. И поэтому Церковь говорит, что Она «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».

Мы привыкли к этим словам, но что это такое? Кто такие Херувимы и Серафимы? Это высшие ангелы, которые у Престола Божия находятся, лицом к лицу постоянно смотрят на Бога и в духовном восторге непрестанно взывают: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф…» Больше они ничего не могут делать, потому что пленены восторгом созерцания Бога и переживанием Бога. И святая Церковь говорит о Пресвятой Богородице, что Она «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», то есть выше самых высших Небесных Сил.

Самый удивительный факт – это то, что Пресвятая Дева была из той же плоти и крови, как и мы. Это говорит о том, что всё возможно каждому человеку. Возможно и нам, глубоко погрязшим в своих грехах, погребенным под грехами страстей, злобы, эгоизма. Поэтому мы всегда и взываем к Ней. Каждый человек в случае страха или восторга всегда восклицает: «Господи!» или: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Потому что мы переживаем действительно высоту Её святости, идеал Её духовного состояния. И поэтому равняемся на Неё.

Сложилась ли Её жизнь? Удалась ли Её жизнь? Да, наилучшим образом. Лучше не бывает. Она ушла от похотей и радостей мира сего, но обрела Самого Бога. Стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Конечно, в первую очередь, это пример для монашествующих. А с другой стороны, что у нас миряне имеют другие заповеди? Она – пример для всех нас. И даже грех – не подражать Ей. Мы должны подражать Божией Матери. У нас не получается: мы падаем, встаём… И всегда должны говорить: «Пресвятая Богородица, помогай нам! Ты от рода нашего. Ты плоть от плоти с нами. Ты земная, Ты знаешь, Ты чувствуешь нас, Ты понимаешь… Пресвятая Богородица, помогай нам! Мы будем на Тебя равняться, будем стремиться хоть отчасти, хоть миллионную долю подражать тебе». Но иначе просто ад уже здесь, на земле. Мрак наших грехов, мрак наших страстей. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Интересно, что сохранилось жизнеописание Пресвятой Богородицы, составленное Её современником, учеником апостола Павла священномучеником Дионисием Ареопагитом. Она была среднего роста, волосы златовидные, глаза, как маслины… Он оставил описание не только внешнего вида Пресвятой Богородицы. Но самое главное – описал Её внутренний мир. Она всегда была мирного нрава, тихая, очень вежливая. То есть Она всегда была в Духе Святом. И даже само пребывание рядом с ней изменяло людей. Не нужно было ничего говорить. Просто люди, бывшие рядом с Ней, входили в атмосферу Её любви, тишины, благости и уже изменялись. Уже не могли быть другими.

Сегодняшний день не случайно называется Её днём Успения. Не смерти, а Успения. Слава Богу, что в христианстве есть такой термин «успение», который подчеркивает различие мирского понимания смерти и то, как умирали святые. Они переходили в тот мир, как бы засыпая, и просыпались там, в Царствии Небесном. Пресвятая Богородица, помогай нам, спаси нас!

 

Протоиерей Сергий Баранов

28 августа 2015 г.

МЕНЮ