Поздравляю всех с праздником Пресвятой Богородицы, Покров Которой простирается над нашим городом, над нашим монастырем. Мы все это чувствуем и с радостью переживаем, благоговеем. Мы много просим у Божией Матери. Чего только не просим – и всё Она нам даёт: и в житейских нуждах помогает, и в скорбях помощь и утешение от Неё получаем.
Но, думаю, в первую очередь мы должны просить у Божией Матери – даровать нам молитву. Потому что Она имела и имеет молитву больше всех. Не случайно Её называют Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Она с самого младенчества, с трёхлетнего возраста не знала мира. В три годика маленькую девочку – чистую, невинную – отдали, чтобы Она воспитывалась при храме Иерусалимском. То есть можно сказать, отдали в монашество с трёх лет. Представляете, какая у Неё была чистота? Совершенно не знала ничего мирского. Совершенно не была пристрастна ни к чему земному. Её пищей, утешением, отрадой была непрестанная молитва. Чем Она могла ещё заниматься в храме Божием с трёх лет? Только молитвой. И эта молитва была самая высокая, самая чистая. Не случайно Божией Матери любили молиться все исихасты, все преподобные, все, кто искали молитвы умной, молитвы непрестанной. Потому что у кого еще её просить, как не у Божией Матери. Она это имела, и Она это может дать, Она может научить. Удивительно: с трёх лет человек не знал ничего, кроме молитвы, кроме «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И поэтому только вот эта маленькая девочка, потом уже будущая молодая дева, смогла вместить в себя Божество Иисуса Христа и дать Ему плоть от рода человеческого. Вместить, чтобы не оскорбить, вместить, чтобы не испачкать Его ничем земным. Представляете, какая нужна была чистота? Сам Христос в Ней был 9 месяцев, а потом рядом с Ней был до 33 лет. Какая нужна была чистота, чтобы ничем ни в коем случае не оскорбить Его, не унизить, не замарать Его ничем земным!
Поэтому, наверное, из всех преподобных, из всех делателей молитвы это первая Делательница молитвы. В Ней выше всех молитва была, чище всех, непрестаннее всех. Самая глубокая молитва была у Божией Матери. И поэтому мы Ей в первую очередь молимся и просим не только в нуждах и скорбях помощи, а чтобы Она помогла нам хоть отчасти, хоть малую долю иметь той молитвы, которую Она имела у себя. Потому что, по большому счету, не имея молитвы, мы не можем ни выстоять в скорбях, ни иметь утешения никакого. Потому что это всё приходит не через земное утешение, а через молитву. Через молитву не как словом, а как состоянием.
Молитва – это другая форма бытия. Это не то, что мы говорим или читаем по книжечке: «Господи… Пресвятая Богородица…» А мы входим в иную сторону бытия, где мы даже уже без слов переживаем Господа – очень близко, очень чутко. Тогда мы уже не просто веруем чужому опыту преподобных отцов наших, которые, по их словам, были с Господом, а когда говорим: «И я, и я, Господи, с Тобой в таинстве молитвы. Я не просто читаю книжечку или повторяю какие-то сложные тексты молитв или какие-то хитросплетения словесные. А я умом своим нашёл Тебя, и я уже с Тобой. И я уже произношу: «Господи, Иисусе Христе…», и дальше не могу говорить уже». Вот что мы должны просить у Божией Матери.
Святой Силуан Афонский делил людей на познавших Бога и не познавших Бога. Вот протестанты не познали Бога в таинстве молитвы. Они не знают, что это такое, когда снисходит на твоё сердце благодать Духа Святого, и ты уже не можешь ничего мыслить, ничего желать, ни о чём думать, как только находиться в этой благодати Духа Святого. Протестанты этого не понимают и поэтому говорят: «Мы не будем почитать Божию Матерь. Она родила Христа, а потом ещё жила земной жизнью, рожала детей». Глупые они – не понимают, как можно родить Христа, а потом жить земной жизнью. Они совершенно не понимают, не переживали никогда благодати Духа Святого. Когда преподобные получали малую часть того, что имела Божия Матерь, когда их касалась благодать Духа Святого, когда касался их сердец Нетварный Свет, они потом выходили из этого состояния и ни есть, ни пить не могли, потому что были в памяти о происшедшем с ними.
У Пресвятой Богородицы мы должны просить, прежде всего, молитвы. Поэтому Она Покровительница, прежде всего, монашествующих. Второй удел Её на земле – это Святая Гора Афон, где Она незримо предстоит, окормляя каждого монаха, оберегая его, чтобы он только не оставил духовное делание. Чтобы это делание его преумножалось. Чтобы его молитва от говорения переходила к состоянию, когда он не просто произносит слова молитвы, а когда говорит: «Господи» – и он уже в Господе. И у него прекращаются даже всякие слова, потому что там уже слов не надо.
Когда меня спрашивают, как попросить Господа о том или ином, отвечаю: не надо думать о том, что ты попросишь у Господа. Нужно на молитве пытаться умом найти Христа. И если тебе это удастся, если твой ум соединится с умом Христа, – тебе ничего не нужно говорить. Потому что в этот момент ты очень остро и чутко переживаешь, что Он вперёд твоего говорения уже знает. Он знает, что нужно тебе, а ты знаешь, что нужно Ему. Как говорят, одно сердце, одна душа. Так, когда человек соединяется со Христом, у него Христос в сердце. У него Христос в уме. Он мыслит Христом. Он чувствует Христом. Переживает Христом. И там уже ничего не нужно говорить. Там они просто пребывают – двое, наедине, и между ними – рай.
Протоиерей Сергий Баранов
26 октября 2015 г.