Проповедь на начало Великого поста — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Проповедь на начало Великого поста

У нас в Орске в девяностые годы жили монахини, которые были в советское время пострижены в миру. Монастырей тогда не было, они все жили по квартирам. Жила одна монахиня, которая очень сильно болела, я часто приезжал, причащал. У нее были страшные приступы, она очень ждала причастия, и было ощущение, что она сейчас в обморок упадет от этой боли, болезни, которая в ней. Причастится – и ей легче становится. Я всегда, когда приезжал, говорил: «Матушка, что у вас болит?» И она такая простая женщина была, полуграмотная, всегда говорила, может быть, наивно, но с другой стороны очень точно: «Грехи мои болят».

Часто в жизни бывает так, что человек ходит грустный, печальный, он места себе не находит, и если спросишь, что его тревожит, то можно было бы искренне ответить: «Грехи мои болят». Когда человек грешит, у него внутри очень нехорошо. Иногда сравнивают ад с огнем неугасаемым, тартаром, холодом, а еще есть такое сравнение, как червь неусыпающий, который ест человека изнутри, когда человек грешит, особенно когда этот человек православный, который уже познал Бога. Есть люди, которые живут, передвигаются в пространстве, для них вообще Бог не существует, нравственный закон не существует, для них это все, конечно, очень притуплено. А вот у церковных людей, которые уже в какой-то мере вкусили благодати, у которых в какой-то мере уже завязались отношения с Богом, личные, у них потеря этой благодати, потеря дружбы с Богом, потеря мира совести бывает очень большой бедой, большой скорбью, и это можно сравнить с червем, который внутри заживо твое сердце ест, и оно очень болит, болит, болит.

Я почему с этого начал? Хочу вас настроить, что с завтрашнего дня начинается очень светлое, радостное, святое время. Некоторые люди ждут Великий пост, как какую-то великую скорбь, утеснение себя: кушать нельзя, веселиться нельзя, молитву нужно усугублять, на службы ходить… А те люди, которые уже немножко пожили духовной жизнью, для них завтра наступает праздничное время, для них церковь невольно так устроила свой годовой круг, что она, даже уже сегодня, сугубо настраивает людей на изменение своего образа жизни, на изменение самих себя и внутри, и снаружи. И это изменение должно быть очень доброе, светлое. Я смотрю в завтрашний день, и у меня внутри такая радость, такое ликование, что завтра мы будем больше Богу работать. Конечно, это не в пост только нужно, но так устроено: церковь организовала посты 4 раза в год, чтобы люди хотя бы в эти дни мобилизовались, перед великими праздниками. Перед Рождеством был Рождественский пост, впереди Пасха – такой хороший светлый праздник, святой праздник. И вот перед этой Пасхой большой очень, длинный, строгий, серьезный пост, который мобилизует нас, настраивает на духовное, чтобы все мирское мы отодвинули в сторону и побольше занимались молитвой, уединением, молчанием, добрыми делами.

Очень святые дни наступают, я хочу вам передать свое состояние ожидания завтрашней радости, пусть оно и сегодня уже наступает. Трудитесь в этот Великий пост с желанием, пусть он для вас не станет какой-то тяготой, чем-то мрачным и тяжелым, пусть вас каждый день подвига радует. Отстояли один день поста, попостились, преодолели себя – пусть это вас радует. Усугубили молитву – пусть молитва входит в ваше сердце, пусть там зажигается огонек благодати, огонек Духа Святаго, пусть эта молитва вас согревает. Будьте весь пост радостными, как Господь в Евангелии, которое мы сейчас читали, говорил, что это фарисеи ходят для всех унылые, и там Господь называет причину – они хотят показаться постящимися, чтобы их хвалили. Еще, наверное, есть другая причина – они просто не знали духовной радости и поэтому ходили мрачные, для них пост был каторгой, а христиане же знают радость поста и благодать молитвы, поэтому для христиан пост – это не каторга, это свет. Поэтому мы, христиане, должны весь пост ходить более молчаливыми, более сдержанными, но все равно улыбка не может нас не осенять, если эти дни для нас будут желанными. Давайте в эти дни побеждать свои грехи, свои нехорошие качества, но самое главное – давайте в эти дни усугубим внимательную молитву. Человек познает Бога только в состоянии молитвы, ни при чтении книг, даже Евангелия, ни при разговорах о Боге, а в состоянии внимательной сугубой молитвы. В человеке происходит изменение в осознании, а в этом измененном сознании ума и сердца человек вдруг начинает ощущать Бога, начинает Его переживать. Это переживание близости Бога настолько смягчает и умиляет сердце, что человек не может не радоваться. Он радуется, ликует, и в связи с этой радостью он всех терпит, всех прощает, становится другим, более добрым, мягким. Давайте все вместе попытаемся в этот пост мобилизоваться, берите себя за шиворот, хотя бы раз в неделю идите на литургию, пост идет, обязательно нужно причащаться. Не нужно один раз причащаться в пост, причащайтесь каждую неделю, мы и так постимся, значит, всегда готовы к причастию, исповедуйтесь, причащайтесь и выходите с причастия светлыми, добрыми, оптимистичными, ощутите состояние зыбкости нашего бытия.

Господь послал нам перед Великим постом такую скорбь (авиакатастрофа рейса «Москва–Орск»), чтобы мы ощутили, что наша жизнь – миг, поэтому мобилизуйтесь, приходите каждую неделю, можете – чаще приходите, это для вас надо. Что такое грех? Это не то, что Бог обиделся и отвернулся от вас. Грех – это когда вы лишаетесь радости. Вот ходит человек мрачный. Почему он ходит мрачный? Потому что грешит. Внутри у него грех, и грех его изъедает, ему плохо, ему очень плохо, а когда внутри Бог – человек не ходит, а летает, ему очень хорошо. Сегодня у нас чин прощения, кто не сможет прийти – я сейчас у вас прошу прощения. Все очень просто, не нужно как-то особенно готовиться к этому «прости», ну что тут сложного? Чем больше мы морочим себя: а как вот подойти, как сказать, как объясниться; чем больше мы себя заморочим, тем нам сложнее это сделать. Подошел и попросил прощения, и все просто. Простили вы меня? И я вас простил. Видите, как все просто и быстро.

Самый важный вопрос: как мы кушаем? (Смеется.) Я бы хотел вам напомнить слова и Апостола, и Евангелия: «Не смотрите и не соревнуйтесь», – не смотрите в чужую тарелку, кто сколько кушает, а хорошо бы и в свою – чтобы и себя не оценивать, пусть правая рука не знает, что делает левая.

Иногда бывает так: человек чем-то очень увлечен, его спрашивают, ел ли он сегодня, а он не помнит. Бывает такое одухотворение, он чем-то увлекся, у него все мысли там, и он забывает даже поесть. Я вам желаю увлечься в это время Христом, настолько увлечься, что когда вас спросят, ели ли вы сегодня, вы бы сказали, что не помните. Чтобы постоянно мысли были не о еде, а о Христе, тогда для вас пост пройдет очень быстро. И придет Пасха, я ее уже ощущаю.

 

Протоиерей Сергий Баранов

18 февраля 2018 г.

МЕНЮ