Покаяние как смысл жизни — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Покаяние как смысл жизни

ОРСК. 22 ноября 2020 г. Творческая лаборатория «Видимое и сокровенное» при Союзе кинематографистов РФ совместно с интернет-порталом православного кино «Киноканон» продолжили онлайн-показ и обсуждение фильмов духовника Иверского женского монастыря протоиерея Сергия Баранова. Первым была «Литургия», теперь – «Иерусалим. Ищу Иерусалим».

Основная мысль этого фильма – обретение покаяния и поиск этого чувства в своем сердце. Библейские герои и антигерои, цари и пророки, апостолы и отступники – все они предстают перед нами в свете их отношений с Богом. Главный герой, отец Сергий, пытается представить себя на месте этих легендарных людей, совершивших некогда в своей жизни тяжёлую ошибку, которая многими потом была искуплена глубоким и искренним покаянием.

После просмотра фильма состоялся разговор с отцом Сергием на тему «Покаяние как смысл жизни». В нем приняли участие кинорежиссер Виктор Шкурко; журналист, редактор сайта «Киноканон» Елена Балаян; один из организаторовТворческой лаборатории «Видимое и сокровенное» Валерий Дёмин; ктитор Иверского женского монастыря, организатор поездки в Иерусалим, идейный сподвижник и помощник о.Сергия, участник съемок большинства его фильмов Виталий Войнов. Трансляцию фильма и его обсуждение на сайте «Киноканона» смотрели более 50 тысяч зрителей.

Предлагаем несколько отзывов о фильме.

Виктор Шкурко:
– Хочется помолчать. Такую смертельную высоту задал отец Сергий: «Умри, чтобы жить!..» И эта крутизна Голгофской лестницы в последнем кадре…Как это Вам удалось?

Елена Балаян:
– Хочется назвать этот фильм кинематографической версией Покаянного канона Андрея Критского. Кажется, что они созданы по одним и тем же лекалам. Фактически автор этого фильма проводит нас по Голгофе, по пути сошествия во ад. Он сам сходит в свой персональный ад и ведет за собой нас. Прокладывает нам этот путь прямо по кирпичикам, по маленьким ступенькам. Он как бы мостит нам эту дорогу. Он, как поводырь, ведет нас. И это очень ценно, потому что это очень тернистый путь. Спасибо батюшке, что он с беспристрастностью паталогоанатома препарирует свои греховные наклонности, показывает универсальность духовных законов и ведет нас по ступенькам, как ведет Андрей Критский. Мы видим сравнение с ветхозаветными героями. Это так тонко драматургически сделано, что стирается грань, где псалмопевец Давид, а где автор фильма. И это несмотря на то, что у батюшки нет режиссерского образования…

Виталий Войнов:
– Хотели, чтобы поездка стала не поездкой по историческим местам, а стала поездкой ко Христу. Слава Богу, что это максимально получилось. Фильмы отца Сергия мотивируют, помогают уйти от рутины, в которой мы все тонем, и помогают заняться своей душой и молитвой. И мне кажется, что этот фильм отлично подходит всем: начиная от мирян и заканчивая священниками, чтобы остановиться, обдумать свою жизнь, преобразить свою душу и постараться измениться.

Валерий Дёмин:
– Для меня это лучший фильм, какой я видел за всю свою жизнь. Этот фильм в неведомом до того жанре — киномолитвы. Конечно, не в смысле «съемок молитвы», а в смысле молитвы по коренному своему существу. Псалмопевец Давид использовал для своих молитв музыкальный инструмент, а отец Сергий использует экран. Я не знал, что это вообще возможно: кино-молитва, хотя теперь понимаю, когда к ней прикоснулся, – я ждал ее и искал. И вот нашел. «Человекам это невозможно, но Богу возможно всё».

Искусствовед Татьяна Мальцева:
– Почитатели увидели в творчестве отца Сергия новое слово в кинематографе. И об это утверждение теперь будет сломано много копий. Но я дерзну говорить о другом. Меня как христианку заинтересовала духовная искренность и откровенность авторской интонации, которые и задали высокую планку его работам. Те, кто читал «Исповедь» блаженного Августина и «Мою жизнь во Христе» праведного отца Иоанна Кронштадтского, давно ждали подобной исповеди и в кинематографе. В этом смысле фильм батюшки «Иерусалим. Ищу Иерусалим» стал не только откровением, но и камертоном ко всему его творчеству.

Отец Сергий Баранов, подводя итог беседе, произнес слова, которые, пожалуй, очень точно отражают кредо его как личности и как автора:
– Может, это дерзко так сказать, но, наверное, все-таки Господь присутствует в этих фильмах, потому что моя цель – не в первую очередь творческая, и даже не индивидуальность моя на первом месте. Моя цель – это проповедь Христа. Я говорю о Нем, я говорю не о себе. Даже когда я говорю о себе, это всё равно всё – о Нем. Я о себе говорю в Нем и о Нем – в себе. И часто меня не понимают за такую вот откровенность, говорят: «Это нескромно. Так нельзя, отец Сергий». Иногда даже говорят: «Отец Сергий, это прелесть. Вы говорите такие интимные вещи на весь мир».
Я не спорю. Да, это, может быть, нескромно, это, может быть, опасно. Так и есть. Но, я думаю, что настоящее искусство может быть только предельно откровенным. Если не будет предельной откровенности, обязательно получится фальшь, искусственность. Не искусство будет, а искусственность. Мне кажется, что если ты будешь непопулярен, даже если тебя осудят, даже если тебя камнями побьют, главным в искусстве должна быть откровенность, ну и, конечно, искусство должно быть нравственно. Откровенность не должна быть пошлой.

Запись трансляции выставлена на сайте «Киноканона».

Виктор Базилевский

МЕНЮ