– Помню, какое было благоговение, когда входишь в первый раз в храм. Почему оно теряется со временем?
– Первый раз мы входим в храм, и Господь даёт нам призывающую благодать, чтобы мы почувствовали, как это вкусно, как бы затравку такую дает. Чтобы мы хотя бы понимали, ради чего мы здесь будем трудиться. И люди первое время так вдохновенно трудятся, ходят в храм, молятся, прям за неделю становятся «святыми». А потом немножко утомляются. Может, сами утомляются, может, Господь понемногу «конфетку» отбирает, чтобы мы за ним пошли, чтоб мы опять её искали. Как ослику вешают морковку, и он ходит за этой морковкой по кругу. Так и мы, существа богоподобные должны были бы быть по своему устроению.
Но мы, потеряв богоподобие, часто становимся скотоподобными. То есть живём только животными инстинктами: инстинктами живота, комфорта, продолжения рода. А те высокие духовные мотивы, которые должны быть в нашем сердце, у нас умирают. Мы спускаемся на уровень животных. И тогда Господь не может с нами действовать в области Духа, потому что у нас духовное всё закрыто. И Он, чтобы хоть как-то нас потянуть, действует в области инстинктов. Кстати, чувство боли – то же чувство, которое присуще скотам. Через чувство боли Господь как бы нас регулирует: туда не ходи – здесь будет больно, сюда ходи – здесь больно не будет. Даже не через мозг уже на нас действует, а вот такими грубыми способами. Потому что мозг у нас чаще всего уже работает лишь на чувство потребления: чтобы наесться, получить теплый угол, комфорт и все. А ведь даже ни один компьютер не может работать так, как может наш мозг, – очень тонко, широко. Но наш мозг работает очень узко: все файлы перегорели, остался только один – на комфорт.
А Господь не может просто спокойно наблюдать, как мы погибаем, и хотя бы так начинает на нас влиять. Если общество вырождается, тому обществу посылаются катаклизмы внутри страны, чтобы человек хлебнул горя сполна и начал думать, наконец: ой, а как же мне избежать горя, у меня уже так болит, что я от этого готов бежать, днём и ночью не спать, только бы это обойти. И тогда человек начинает смотреть и думать.
Протоиерей Сергий Баранов