Орчане – на фестивале «Радость» в Беларуси — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Орчане – на фестивале «Радость» в Беларуси

МИНСК – ОРСК. 13 января 2024 г. В конце декабря духовник Иверского женского монастыря г. Орска протоиерей Сергий Баранов и игумения обители Ксения (Пашкова) были приглашены в Свято-Елисаветинский монастырь г. Минска для участия фестивале «Радость». Матушка Ксения рассказала об этой поездке.

Почему нас пригласили на фестиваль

– Впервые мы с отцом Сергием были в этом монастыре в 2017 году.

Дух монашеской общины показался нам тогда сродни нашей. Как и наш монастырь, их обитель выросла из сестричества, образованного вокруг духовного отца, человека деятельного, талантливого, пастыря доброго. Наряду с богослужебной, молитвенной жизнью и делами милосердия, монастырь проводит большую миссионерскую работу, в рамках которой создаются многочисленные духовно-творческие проекты.

В ноябре прошлого года мне позвонили оттуда и сообщили, что отец Андрей Лемешонок, духовник обители, посмотрев фильм нашего батюшки «Три дня войны», остался под большим впечатлением и приглашает нас принять участие в их Фестивале «Радость».

Организаторы составили Программу так, чтобы в дни нашего пребывания показать фильм отца Сергия Баранова в Военной академии, а также провести встречи-беседы с учителями, студентами, дать интервью для сайта монастыря. Отец Сергий предложил показать ещё и литературно-музыкальную композицию «Ксения», для участия в которой в Минск с нами поехала послушница Елена.

Приехали, словно к родным

26 декабря. Преодолев в некоторой степени ожидаемые препятствия – небольшие трудности, связанные с оформлением авиабилетов – мы с Божьей помощью прибыли в Свято-Елизаветинский монастырь.

Земля белорусов удивила нас совсем не зимней погодой. Кругом виднелась зелёная трава, а в воздухе витало весенне-пасхальное настроение. Всё верно, мы ведь приехали на Фестиваль «Радость»… И это слово для меня вновь отозвалось воспоминанием о батюшке Серафиме Саровском, у которого Пасха была каждый день и даже в декабре.

Так и здесь во всём незримо ощущалась радость. А еще естественность и простота общения. В монастыре нас встретили, как родных, близких по духу людей. Батюшка Сергий за трапезой так и сказал: «Мы словно к родным приехали».

Поклонившись святыням монастыря и немного отдохнув, мы поехали в мединститут. Там на кафедре военной медицины состоялась первая встреча отца Сергия со студентами.

Батюшку заранее предупредили и попросили сказать что-нибудь полезное для решения проблемы участившихся случаев суицида среди молодёжи. Помню, отец Сергий вздохнул: «Господи, помоги, ведь как сказать и что сказать, сам пока не знаю…».

Приехали. Огромный учебный комплекс. Актовый зал примерно на 150 мест заполнен. Студенты после занятий пришли уставшие и явно не по собственному желанию, а тут еще человека в рясе увидели, нас в чёрных одеяниях… Чувствовалось небольшое напряжение. Но священник, к всеобщему удивлению, не стал никого мучить длинной проповедью, а просто и кратко поговорил с молодёжью сначала о настоящей любви – жертвенной – и о том, что отдавать – это намного радостнее, чем получать.

А затем перешёл к теме самоубийств, их причинам. Он рассказал о своей поездке в Лондон. Несмотря на высокий уровень жизни, этот город печально известен большим количеством суицида. Батюшка объяснил, что, когда человек перестаёт отдавать, а только принимает – любовь, подарки, внимание – ему начинает недоставать радости отдавания. Эта тоска может довести его до крайней точки. Батюшка рассказал историю о том, как в Лондоне на «мосту самоубийц» один мужчина повстречал другого, который уже был готов свести счёты с жизнью. Первый предложил ему раздать свои деньги, раз они ему уже не понадобятся, нуждающимся в бедном районе, который находился неподалёку. Самоубийца решил последовать этому совету и на мост больше не вернулся, потому что почувствовал радость отдавания. В заключение батюшка пожелал студентам всегда помнить об этой встрече и, если вдруг их постигнет такая крайняя тоска, вспомнить его слова и подарить кому-либо чуточку тепла любви, чтобы ощутить радость отдавания.

Так кратко о самом главном будто само собой сказалось, и зал благодарно зааплодировал. Преподаватели тоже были рады такой лаконичной, но глубокой беседе. Осталось время и для знакомства с ректором вуза, и на тёплое общение с песнями за чаепитием в узком кругу преподавателей в неформальной обстановке. Прощаясь в фойе у огромной новогодней ёлки, отец Сергий сподвиг всех вместе спеть песню «Беловежская пуща», после чего мы расставались с этими людьми, как с давними приятелями, с чувством нерушимой дружбы наших братских народов. И кстати, это чувство сопутствовало всем нашим встречам в эти дни.

После ужина и недолгого отдыха батюшку пригласили дать интервью для сайта монастыря в одном из залов Культурного духовно-просветительского центра «Ковчег».

Надо сказать, что в 2017 году мы застали начало строительства этого уникального сооружения. На сегодняшний день почти все многочисленные помещения функционируют, принимая единовременно огромное количество посетителей, как детей, так и взрослых. А к маю 2024 года запланировано ещё открытие самого большого театрально-концертного зала. В этом «Ковчеге» и проходили все основные мероприятия Фестиваля и выставка-ярмарка.

Пока батюшка давал интервью, мы побывали на вечерней службе в криптовом храме во имя святителя Николая Чудотворца. Там звучало много песнопений из нашего обихода и даже будто слышались голоса наших сестёр-певчих.

После ужина нас пригласили на встречу с протоиереем Андреем Лемешонком. В разговоре он еще раз лично выразил отцу Сергию благодарность за фильм «Три дня войны», который они смотрели всем монастырём. Отец Андрей особо отметил вторую сцену с отпеванием убитых молодых солдат: «Вы нашли «нужную форму, тональность» для такой страшной темы. Да, да, это «Реквием».

Ночью в храме во имя святителя Иоанна Шанхайского отслужили вместе Литургию, отец Сергий – в алтаре, а мы на клиросе. Наше тихое ночное богослужение повторилось и на следующий день.

Фильм «Три дня войны» показали военным

27 декабря. Программа в этот день была еще более насыщенной. Утром – моё интервью «О пути к Богу» для сайта монастыря, затем незапланированная встреча отца Сергия с педагогами. После обеда – встреча в Военной академии, где в огромном актовом зале состоялся показ фильма «Три дня войны».

Перед просмотром фильма сначала выступил их старший по званию командир. В конце своей речи он добавил: «Не дай Бог нашей стране участвовать в войне». Затем с кратким наставлением к молодым курсантам обратился отец Сергий. Отметив, что, конечно, хочется, чтобы был мир, но если у страны есть армия, то значит возможно и участие её в военном конфликте. Батюшка вспомнил разговор с одной монахиней, которая утверждала, что наивысшая ценность – это человеческая жизнь. Но отец Сергий с ней не согласился, ответив, что у русских, славянских народов всегда были ориентиры, ценности, которые стояли выше и дороже человеческой жизни. Такие как честь, достоинство, Родина. За них наши предки смело и отважно отдавали свою жизнь. И еще сказал: «Нельзя оставаться пацифистом. Если при тебе обижают твою девушку или мать, ты обязан их защищать, а не просто стоять в сторонке. Я желаю, чтобы у вас была высокая мотивация. Ради чего вы здесь, почему вы здесь? Вы служите своей Родине!».

Вопросам не было конца

Вечером того же дня в Духовно-просветительском центре «Ковчег» состоялась большая встреча с прихожанами, посетителями ярмарки, участниками Фестиваля.

Задавалось много вопросов на разные темы: об Иисусовой молитве, о скорбях и несении креста, о батюшкином творчестве и других. Многие записки остались непрочитанными, потому что беседа вышла за положенные временные границы, а люди всё тянули руки, чтобы задать вопрос, и передавали новые записки… Организаторам пришлось объявить об окончании встречи. Но людской поток двинулся на сцену, к столику, за которым сидел батюшка. Брали благословение и автографы на книги, что-то спрашивали, выражали благодарность. В какой-то момент все мы услышали звуки игры на гитаре, а потом мелодичный голос мальчика, увидеть которого среди большого количества людей на сцене было невозможно. Оказалось, что его на инвалидной коляске тоже занесли на сцену, потому что ему очень хотелось подарить батюшке музыкальный подарок. И он, счастливый, исполнил несколько песен.

28 декабря. Состоялась беседа отца Сергия с педагогами на тему «Истинное учительство». Батюшка начал встречу тем, что пожелал педагогам быть искренними детьми, потому что, как и в случае с церковью, дети очень остро чувствуют фальшь и неискренность во взрослых. Батюшке задавали вопросы о детях, о воспитании, о строгости и лояльности. Говорили о социальных проблемах, об отношениях между родителями и детьми, между педагогами и родителями, о прошлом и будущем, о преемственности поколений и об историческом опыте нашей страны.

На встрече был и тот самый мальчик на инвалидной коляске, с которым мы познакомились накануне. Батюшка построил беседу, как простой разговор по душам, а между ответами на вопросы периодически просил у своего нового друга музыкальной помощи. И мальчик проникновенно пел песни известного священника Олега Скобли о любови к Господу, раскаянии и боли, светлой печали и надежде.

Талант и смысл жизни

Встреча со мной была организована на тему «Талант и смысл жизни». Люди задавали много интересных вопросов: «Что значит не зарыть свой талант, а преумножить?», «Каким образом и какими талантами можно послужить Богу?», «А что делать, если у тебя нет никакого таланта?» и другие. Основная мысль в моих ответах была следующей. Главный наш талант, которым Господь наградил каждого человека, – это возможность «выходить на связь» и общаться с Ним. Такой внутренний талант важнее всех внешних талантов, данных нам лишь для того, чтобы приумножить и развить главный. А мы часто останавливаемся только на развитии этих внешних, придаём им огромное значение, тщеславимся. Но если мы настроены больше на внутреннее делание, то даже наша бесталанность, наши неудачи и скорби будут нам во благо. Ведь даже в минуты ропота на судьбу, пусть и некрасиво проявляясь, мы тем самым можем свидетельствовать о своих отношениях с Создателем. Например, если мы позавидовали ближнему, его талантливости, то можем начать просить прощения и помощи у Творца для исправления. Это и будет преумножением нашего главного таланта, которым мы и служим Богу. Вот бы научиться нам за всё благодарить Бога и всё обращать в молитву – в беседу с Ним! В этом, как мне видится, и есть смысл жизни: через непрестанное общение-молитву соединиться с Богом, стать Ему родными по Духу.

Свою встречу-беседу я начала с пения. Приглашая на фестиваль, его организаторы знали моё творческое прошлое, знали, что я пою. И мы начали с того, что спели духовное песнопение «Куда летишь, кукушечка?» (послушница нашего монастыря Елена мне помогала). И потом во время беседы я несколько раз на него ссылалась как для сравнения. Куда летишь, кукушечка – это как наше «я», наш ум, сознание, которое всё время летает по белу свету, ищет счастья (полноты, гармонии) и не находит. Там есть такие слова: «лечу… чтобы найти душе покой». А потом: «найди, найди сама себе». По сути это духовный стих, и в нем сокрыт очень глубокий смысл. Это созвучно проповедям отца Сергия, в которых он часто говорит: «Пока наш ум не вернется во внутрь себя и внутреннее делание не начнется, мы никогда не найдем покоя». Покоя, как успокоения души в Боге. Того самого Царства Небесного, которое «внутрь вас есть».

Когда меня спрашивали, как быть, если нет таланта, как служить Богу, если ты бесталанный человек, то я отвечала, что главный талант – это внутреннее делание, и ссылалась на это песнопение: «…найди, найди сама себе». То есть когда человек внутрь себя начинает возвращаться, внутрь себя смотреть, словом, начинает жить сердцем, тогда он увидит своё несовершенство, свою грязь, свою беспомощность. Потому что, пока ум наш рассеян на внешние дела, мы живем в некой мечтательности. А когда взгляд во внутрь направлен, тогда всё очень четко, реально и приходит трезвение. Человек видит, что он никто и ничто без Бога. И что он ничего не может сделать без Бога. А увидев свою внутреннюю нищету, начинает просить помощи у Бога.

В песне «Кукушечка» есть такие слова: «…Пади к стопам Спасителя. Пролей пред Ним потоки слёз, Проси Его о помощи, чтобы Он дал душе покой…». Это духовный стих. В нем столько глубокой народной мудрости заключено! Пади к стопам… Пролей пред Ним потоки слёз – это длительный аскетический путь. Ты видишь сначала себя, своё несовершенство, свои грехи, страсти, опытно познаёшь свою духовную нищету как неспособность исправиться самому по себе. И тогда у тебя рождается вопль со слезами к Богу о помощи. А потом – чтобы Он дал душе покой. В конце опять повторяется: «Куда летишь, кукушечка?» То есть такое сожаление: что же ты всё летаешь? Кукушечка – это наш ум парящий, который всё время рассеивается, куда-то летит и где-то всё время ищет покоя, не понимая, что покой только внутри сердца. Только внутри себя с помощью Божией человек может обрести истинный покой.

Заключительным мероприятием в нашей программе стал показ музыкально-литературной композиции «Моя Ксения» по одноименному рассказу отца Сергия Баранова. На сцене с помощью минимализма театральной символики прозвучала по сути проповедь о молитве через взгляд нашего духовника на жизнь и подвиг юродивой, о духовном пути от личностной молитвы к молитве за весь мир.

Теперь очевидно, что не случайно наше участие в Фестивале «Радость» окончилось постановкой «Ксения». Как смысловой финальный аккорд прозвучала проповедь о. Сергия об Иисусовой молитве. Ведь, именно она, по словам преподобного Серафима, более всего даёт благодати, способствует нам в деле стяжания Духа Святого. Который и есть «дух мирен»….

Надеемся, что молитвенная связь и духовная дружба наших монастырей окрепла, а совместная миссионерская работа будет иметь продолжение. Заочно они нас уже пригласили вновь приехать к ним в мае. Отец Сергий пообещал, что помимо духовных бесед проведет и концерт с военными песнями.

Все встречи в «Ковчеге» снимали на камеру. Когда организаторы фестиваля подготовят видеоматериалы к публикации, мы добавим ссылки на сайте нашего монастыря.

Здесь можно найти некоторые наши фото.

Ответы протоиерея Сергия Баранова на вопросы

Интервью с матушкой Ксенией «Когда ты с Богом, а Бог — в тебе»

Часть 1

Часть 2

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите

В минувшем 2023 году у батюшки Серафима Саровского было два юбилея: год его преставления – 1833-й и год прославления в лике святых – 1903-й. И наше участие в фестивале «Радость» в последних числах декабря такого юбилейного года лично для меня стало знаковым событием, еще одним подтверждением слов святого: «Радость моя, стяжи дух мирен…».

Как я уже говорила, на фестивале «Радость» демонстрировался фильм духовника нашего монастыря отца Сергия Баранова «Три дня войны». Казалось бы, совершенно разные понятия: Война и Радость…? Но в этой антиномии как раз и весь смысл! Апостол Павел, наверное, более других апостолов пострадавший (из его же Посланий знаем, что его и бичевали, и гнали, и камнями побивали, и в глубине морской он был…), но именно он как никто другой призывает нас к Радости. Не к легкомысленному чувству, не к эйфории, а к внутреннему действенному (волевому) акту – соединению духа человеческого с благодатью Божьей. Потому что только в этом соединении человек становится способным преодолевать трудности и даже саму смерть. В этом и есть воспитание силы духа.

Я поняла, что апостол Павел дал такое наставление не для того, чтобы человек как-то отстранился от всех бед, скорбей и просто радовался легкомысленной радостью. Нет, именно наоборот: чтобы, включаясь во все эти скорби – и собственные, и скорби других людей, и внутренние, и внешние, и мировые – чтобы, включаясь в них всем сердцем, мы смогли это всё преодолеть и духовно прожить. И возможно это, только имея радость Христову, радость преодоления страданий.

По приезду в Минск было такое ощущение, что как будто батюшка Серафим в конце года сказал нам: «Всё. Аминь! Радость – мой завет Вам!» И это было созвучно словам апостола Павла.

Когда была моя первая поездка в Дивеево, я оттуда привезла подвеску с надписью: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи людей вокруг тебя спасутся». И я свято чту это первое духовное наставление от батюшки Серафима, которое согрело моё сердце. Помню его всегда, когда выхожу из кельи.

В Минске мне снова вспомнились слова преподобного о том, что при любых скорбных обстоятельствах самое важное – стяжать вот этот дух мирен, дух Христов. Но не просто мирность какую-то. Духовник нашего монастыря не раз в своих проповедях говорит: «Мы не просто должны жить в мире, в любви. Ведь когда антихрист придет, он тоже принесет мир, скажет: хватит воевать, давайте между религиями все разногласия уберем…»

И батюшка Серафим, и апостолы призывали не к такому миру, чтобы просто закрыть глаза на все безобразия и просто согласиться на безнравственность, и просто не ссориться. Они призывали именно к внутреннему миру, активному покою, который помогает включаться во все страдания, чётко видеть, где грех, где не грех, но при этом сохранять мирность духа, ту, которую имел Сам Спаситель во время своих страданий. Как Он вёл себя с теми, кто Его бичевал? Он не раздражался на них, не призывал к миру: давайте Я вас полюблю и мы будем в мире. Он не отступился от своих принципов внутренних, от Своей божественной миссии. Но в то же время Он сохранял мир, кротость, мирность духа. Не мирность отношений с теми, кто Его окружал, а именно мирность духа.

Ещё о радости…

Если не ошибаюсь, у многих языческих народов так же, как и у древних славян (до принятия христианства), слово «Радость» – означало соединение с Божеством («Солнцем»). И это слово в глубине своей, думаю, и по сей день несёт в себе эту смысловую нагрузку.

Вот, к примеру, что нашла в публикациях о культуре жизни древних славян…

«Здравствовать» – значит жить по законам света белого. «Ра» – солнце, дающее радость, горение, творчество. Наши предки умели жить в радости. Истоки праздничного чувства мира уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии, в то, что принято называть «русский характер». Это переживание беды, горя, выход из него, запечатлевшийся в фольклоре: в былинах, сказках, песнях. В них нет ничего мрачного, безысходного. В них нет пессимизма, нет безвыходного драматизма, нет боязни смерти: «Ты расти, расти кручина, зарастет моя печаль… « Ты не сохни и не вянь, а всё цветами расцветай».

Способность превращать горе в цветы радости – черта, помогающая выдержать все испытания…

Ровное отношение к смерти также давало силы, жизненные силы, особенно в критических случаях, сложных жизненных ситуациях. Это чувство помогало побеждать смерть и начинать жить сначала».

Согласитесь, и Сам Христос, и святой апостол Павел, и батюшка Серафим к той же Радости нас призывают…

Вот почему мне показалось, что эта поездка в Минск стала знаковой….

МЕНЮ