О любви, гордости, смирении — Иверский Орский женский монастырь
Назад

О любви, гордости, смирении

Я хочу вам рассказать один случай из Патерика. Послушник попросил старца принять его на жительство. Старец спросил: «Кого ты видишь перед собой?» Послушник сказал: «Ангела». Через год старец снова спросил послушника: «Кого ты видишь перед собой?» — «Беса», — на этот раз ответил послушник. Прошло всего несколько месяцев их совместного жития, и старец ни с того, ни с сего стал раздражать, сердить послушника. Дошло до того, что у него родилась ненависть к своему учителю. Он не мог его видеть и даже слышать, когда они встречались. Все это усугублялось тем, что они жили в афонской пустыне, потому что оттуда идти некуда. Единственная причина, по которой послушник не ушел от старца, это мысль о том, что если он уйдет, то все пойдет насмарку. Зачем он тогда приходил на Афон? Зачем принимал монашество, если не прошел послушания? И вообще в таком случае теряется смысл его спасения. Только эти мысли заставили его стиснуть зубы и остаться. И тогда, так же медленно, как приходила неприязнь, стала приходить любовь к старцу. Но это было уже не то чувство, с которым послушник пришел. Это было выстраданное чувство и возникло оно от Духа Святаго. Прежнее чувство было каким-то мимолетным, чем-то вроде влюбленности. А чем она отличается от любви? Апостол Павел сказал, что любовь не перестает. А вот влюбленность перестает. Но если человек правильно выстроил свою духовную жизнь, тогда вместо влюбленности приходит истинная любовь. Она приходит через крест, через самоунижение. И эта любовь становится такой крепкой, что затмевает собой все бывшее до этого.

Другой монах пришел в братство, а там у него случились разного рода искушения, и его выгнали из семьи. Он рассказывал: «Бес нашел убедительные причины для моего ухода. Но когда я ушел, надо мной стал гудеть ад. Я ходил из одного места в другое, искал житие поудобней, поуютней, чтобы выстроить тихую молитвенную жизнь, но куда бы я ни приходил, покоя мне не было. Это продолжалось три года. У меня не было ни радости, ни тишины, ни уюта. Когда до меня, наконец, дошло, что к чему, я пришел к старцу: «Отче, отпусти». И тот сказал: «Иди, чадо». И все прошло, потому что я получил благословение своего учителя».

Каждый проходит через такие искушения. Те, кто их не знает, не могут этого понять. Это охлаждение и даже ненависть — объективная реальность, и в таких случаях бесы нудят тебя уйти. Но это великая ошибка. Даже если кому-то надо было уйти, то, прежде всего, нужно было победить это искушение, чтобы уйти с миром, с любовью. Вы должны знать, что такое искушение будет у каждой из вас. И ни в коем случае вы не должны поддаться ему, но должны его преодолеть. Послушник допустил помыслы и дошел даже до ненависти к старцу. Но на самой крайней точке у него осталась возможность исправить ситуацию, потому что он все понял и стал преодолевать себя. Это бывает не только в духовной жизни, но и в мирской: в дружбе, в любви, в семейных отношениях. Сколько ко мне приходит исповедоваться семейных пар, стоящих на грани разрыва, но если им хватает мудрости и души, они перетерпевают этот период жизни, и постепенно все возвращается. Только ни в коем случае нельзя окончательно разрывать отношения.

И еще одну вещь хочу вам сказать. Почему Адам с Евой в раю видели Бога, а сейчас мы совсем не видим духовного мира? Иногда нам кажется, что это большая беда, но Господь ничего не делает просто так. Когда в человека вошел грех, его разум омрачился и перестал давать правильную оценку окружающей действительности. «Хорошо» и «плохо» в нем сильно перемешалось. И когда после грехопадения Господь отправил людей на Землю, он облек их в грубую плоть, которая мешает чувствовать духовный мир. Да, теперь мы не видим ангелов, но не видим и бесов. Этой грубой плотью Господь отделил от нас духовный мир, где существуют не только ангелы, но и падшие духи, и мы могли бы там общаться не только с ангелами. Поэтому не нужно горевать о том, что мы не видим духовного мира. Есть еще причина, по которой нам не стоит его видеть. После грехопадения мы очень сильно заболели гордостью, тщеславием, мнением о себе. Человек постоянно хочет вернуться в рай и при этом ищет каких-то посторонних средств примирения с Богом. Очень долго этим болело язычество: стремлением вернуться в рай без помощи Бога, своими собственными средствами, да еще и подстрекаемое бесами. В Ветхом Завете безумные люди даже решили построить Вавилонскую башню, чтобы влезть на небо. Это яркий пример того, что люди хотят вернуться к Богу, не понимая того, что возвращение к Богу без помощи Бога невозможно. Гордость — это корень всех грехов. Через этот грех сатана, некогда великий ангел, стоявший у престола Божия, в один миг пал с Небес на Землю. И пока он летел, менялась его природа: ангельская и светлая превращалась в ужасную и мрачную. Смотрите, что делает один миг гордости.

Мы часто расстраиваемся, доходя до слез, почему, Господи, мы подвизаемся, а у нас ничего не получается? Потому что Бог вмешивается. Пока сердце человека через страдания, через аскезу не научится смирению, очень опасно, чтобы у него сразу все получилось. Это страшное дело, когда у человека сразу получается духовная жизнь. Величайший святой нашего времени Силуан Афонский, будучи молодым монахом, имел непрестанную молитву, происходящую в сердце. И духовник Пантелеймонова монастыря по неопытности допустил ошибку, искусив его одной только фразой: «Силуан, если ты в молодости такой, каким же ты будешь в старости, в конце своего подвига?» Этот помысел вошел как змея в сердце Силуана, и у него на много лет наступил ад в душе. Он дошел до грани отчаяния, взывая к Богу: «Господи, никто из живых не в силах вытерпеть то, что я сейчас терплю».

Поэтому не нужно печалиться из-за того, что у вас не получается сугубая духовная жизнь. Нужно печалиться, если вы опускаете руки из-за того, что у вас она не получается. Если у вас 50 лет ничего не выходит, а вы все равно не отчаиваетесь и потихоньку молитесь, ваш труд небесполезен. Господь дает благодать в то время, когда человек находится в таком духовном состоянии, что не повредится. Господь хоть сейчас готов каждому из нас дать умную молитву, смирение, тишину, благость, но Он знает, что мы тут же сойдем с ума от гордости. Царство Божие нудится. Это очень долгий процесс. И ни в коем случае нельзя падать духом. Бог смотрит не на ваш результат, а на ваше усердие, на ваше постоянство. Результат должен идти в ногу с ростом смирения. Святые отцы говорили: если ты видишь, что кто-то летит на небо, дерни его за ногу. В одном русском монастыре монах начал подвизаться без благословения. Через пару месяцев стал небрежно относиться к братьям, невежливо отвечать игумену, спустя рукава исполнять послушание. Братья пытались его вразумить, но он посчитал, что они завидуют его подвигу. Кончилось тем, что во время литургии этот монах вошел голым в храм. Все были ошарашены, стояли в оцепенении, а он прошел в алтарь и залез голый на престол. С ума сошел от гордости. В житиях святых это не единственный случай.

Подвиг никоим образом не должен обгонять смирение. Главный признак такого дисбаланса — это когда монах перестает слушать. Это начало его духовной болезни. Новоначальных монахов, чтобы избежать таких случаев, нагружают работой. Когда старец Ефрем Аризонский еще жил на Афоне, он однажды с братией Филофея собрались пить чай. Был пост, а кто-то им принес шоколадку. В ту пору у Ефрема жил монах, ревнитель благочестия и строгий подвижник. И вот он говорит Ефрему: «Отче, меня мучает помысел: может быть, в шоколадке есть молоко. А ведь сейчас пост». Старец отвечает: «Если мучают помыслы, надо делать земные поклоны. Иди, чадо, 500 поклонов сделай». Вернулся тот после 500 поклонов, усталый, вспотевший, растрепанный, а братья уже чай с шоколадкой попили. Ефрем спрашивает: «Ну что, отошел помысел?» — «Отошел, отче», — вздыхая, отвечает монах.

Общежитие — великое благо, здесь мы все друг у друга на виду. Держитесь семьи, не выделяйтесь, будьте, как все. И благодать получите быстрей, чем те, кто подвизается без благословения. На Афоне говорят: тщеславие делает из дряхлого старца молодого человека. Оно его окрыляет, и он может совершать подвиги, невозможные для старика. Но отними у него тщеславие — и он сразу сдуется.

Никогда не надо расстраиваться. Расстройство — это конец вашего подвига. И никогда не говорите: «Нет, у меня ничего не получится». Нельзя сдаваться. Подумайте, кому вы сдаетесь, в какой ужасный плен попадаете. Сегодня вам кажется: все, тупик. Но вы не сдавайтесь, откройте помыслы духовнику, игуменье и живите дальше. Оказывается, в этом тупике есть дверь. Она открылась — и вы снова пошли вперед. Если вам покажется, что вы меня ненавидите, то, на самом деле, это начало большой любви. Здесь, в монастыре, в общежитии, если у вас возникает сомнение, недоверие, если вы замыкаетесь от духовника, это уже очень плохой результат. Это беда не только монастыря, но, в первую очередь, ваша собственная беда. Бывает неприязнь не только к старшим, но и между сестрами. Если сразу не решили этого конфликта, он может затянуться и очень плохо кончиться. Как нам исполнять заповедь о любви к врагам, если мы друг друга не любим?

Есть у сатаны такая уловка: он вдохновляет на подвиг. Человек может всю ночь не спать, а утром быть бодрым — это сатана дает вдохновение. Для чего? Для того, чтобы истощить нас физически. И некоторое время спустя мы не сможем делать того, что делали раньше.

 

Протоиерей Сергий Баранов

9 апреля 2017 г.

МЕНЮ