На радио «Вера» с отцом Сергием Барановым беседовали о монашестве — Иверский Орский женский монастырь
Назад

На радио «Вера» с отцом Сергием Барановым беседовали о монашестве

МОСКВА. 13 декабря 2023 г. Секретарь Орской епархии и духовник Иверского женского монастыря г. Орска протоиерей Сергий Баранов дал интервью на радио «Вера».

В передаче «Светлый вечер» на Радио «Вера» с отцом Сергием беседовала Марина Борисова на тему «О монастырях и монахах».

Батюшка ответил на ряд вопросов: «Кто и зачем уходит в монастыри?», «Какую роль играет духовник в жизни монашествующих?», «Почему для принявших постриг одинаково важны как труд, так и молитва?» и другие.

Ответы были неординарные и, несомненно, заинтересуют многих слушателей. Вот, например, такой вопрос: «Вы духовник женской обители. Само по себе немножко странно звучит, когда женская монашеская община собирается не вокруг монаха, а вокруг приходского священника, обремененного множеством детей, семьей. Как это получилось?».

Отвечая на него, отец Сергий, в частности, сказал: «Мирской священник – это, может, нетрадиционно, но такие случаи были. Так, например, Иоанн Кронштадтский организовывал и покровительствовал монастырям. Я не просто духовник монастыря. Есть такое понятие «ктитор», то есть тот, вокруг кого монастырь собрался. Меня, светского священника, не назначали духовником, чтобы я пришел и учил монашествующих духовной жизни. У нас это произошло немножко по-другому. Я сам хотел жить духовной жизнью и поэтому всегда искал даже в своем уже создавшемся положении возможность жить духовной жизнью. Кстати, этим я, может, и противоречу тем священникам, которые говорят: ну, мы же обременены заботами, мы не можем жить духовной жизнью.

Меня это не устраивало – ссылаться на свое положение. Поэтому я ездил на Афон, ездил по духовникам, ездил в Англию в Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в графстве Эссекс, искал старца Ефрема. Я искал возможность жить духовной жизнью. Сначала изучал, что это такое, что это предполагает, что это от меня требует. И не просто увлекался духовной жизнью, а пытался жить ею. Не просто читал Иосифа Исихаста и умиленно вздыхал: какие были люди, как они жили! Почему жили? А его духовные дети? Старец Ефрем только умер, сейчас уже духовные внуки. Они же живут духовной жизнью, несмотря на внешние какие-то обстоятельства. Поэтому просто слушать о духовной жизни, мечтать о духовной жизни для меня всегда было скучно и мало. Я пытался в своем, уже создавшемся положении жить так.

Вокруг меня собирались тогда, когда я еще был настоятелем кафедрального собора города Орска, такие же неравнодушные люди, которые мечтали о духовной жизни. Кто-то был свободен от семейных уз, и они больше времени этому посвящали. Кто-то был уже в семейных обязанностях, но тоже искал возможности жить духовной жизнью. Я приезжал с Афона, всегда привозил им какие-то духовные новости, какие-то духовные сокровища, которые были в очередной поездке. Мы много говорили, читали, обсуждали. И не только говорили об этом, мы стали пытаться жить этим. Сначала мы на приходе начали практиковать Иисусову молитву, взяли благословение, и каждый из нашего общества в два часа ночи вставал по звонку будильника и до трех часов ночи стоял с четками каждую ночь.

Это было начало нашего монастыря. А потом в этой общине появились люди, свободные от семейных уз, которым обстоятельства позволяли идти дальше, в монашество. Мы сделали при кафедральном соборе кельи, и первые наши послушницы, будущие монахини, живя при кафедральном соборе, уже пытались жить духовной жизнью, окормляясь у меня, наставляясь у меня. Потом у нас стали происходить первые постриги, но еще не было монастыря. Появились монахини: первая, вторая, третья, десятая… И стало ясно: монастырь зарождается не из стен, а из людей. И для этих людей нужны стены. Мы стали задумываться о строительстве монастыря.

Тут важный момент: я не просто духовник монастыря, я его лепил с самого начала и по сей день продолжаю лепить. Мы, может быть, не монастырь традиционно во всех тонкостях, потому что я мирской священник, но мы пытаемся жить духовной жизнью, нам эта жизнь нравится, мы видим, что она помогает нам жить духовно, конечно, относительно. Мы не можем совершенно жить. Мы видим, что мы радуем тех людей, которые смотрят на нас со стороны и приезжают к нам, и тоже загораются ревностью о духовной жизни. Это тоже результат нашего монастыря. К нам очень много приезжают именно поговорить о молитве и просто вдохновиться на духовную жизнь, каждый в силу своих сложившихся обстоятельств. Не только монашествующие, но и мирские люди к нам едут, звонят, пишут.

Да, может быть, наше положение немножко нетрадиционно. Но, честно говоря, с самого начала мне не хотелось делать кальку с наших традиционных монастырей. А хотелось искренне, все-таки христоцентрично, но попробовать свой опыт, опыт отдельной общины, которая переросла в монастырь. И монастырь наш жизнеспособен, если мы существуем уже одиннадцать лет …»

Передачу под названием «О монастырях и монашестве» слушайте в программе «Светлый вечер» на Радио «Вера».

Виктор Базилевский

МЕНЮ