Можно ли дискутировать с человеком другой веры? — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Можно ли дискутировать с человеком другой веры?

– Когда человек другой веры пытается вызвать тебя на дискуссию, можно ли с ним дискутировать и высказывать свою точку зрения?

– Дискутировать однозначно нельзя, ничего не получится. Можно по-доброму ответить на вопрос, если человек действительно интересуется и спрашивает. Нужно ответить ему просто. Но если видишь, что начинается дискуссия – остановись. Где начинается дискуссия, там отсутствует разум и начинаются эмоции и чувства. Здесь ничего не получится. Это бесполезно.

Однажды я ехал в поезде. Стою в коридоре вагона, смотрю в окно. Ко мне подходит женщина и говорит:

– Здравствуйте. Я гляжу вы с бородой, наверное, священник. А я вот протестантка! А давайте мы сейчас с вами поспорим тут.

А пассажирам было скучно ехать, и весь вагон оживился, даже из купе выглядывать стали. Думали, сейчас будет концерт.

Я тогда спрашиваю:

– А что вы хотите от нашей дискуссии? Вы думаете, что станете православной после пятиминутного разговора?

– Никогда, – отвечает.

– Тогда вы, наверное, думаете, что я стану протестантом от ваших объяснений?

Она говорит:

– Тоже сомневаюсь.

– Ну, а зачем концерт тогда? Сейчас мы будем с вами людей смешить.

Если нет цели – получится богохульство. Ведь перебраниваться духовными понятиями – это же Бога хулить.

Знаете, если у вас кто-то в друзьях из другой веры, попробуйте ему показать красоту нашей веры. Не через догматические истины, а через изменения самого себя. Если он раньше знал вас, например, как человека в чем-то несдержанного, сварливого, эгоистичного, и вдруг, по прошествии времени видит в вас реальные изменения, то для него это будет самое ценное, важнее любых доводов и споров.

Я вам уже не раз приводил пример. Люблю его рассказывать. Жили муж с женой. Она была православная, а он – протестант. И ходили по воскресеньям: он – на свои собрания псалмы петь, а она – на литургию молиться. Но они любили друг друга, были деликатными и не настаивали каждый на своём, уважали друг друга. И вот в какой-то день он к супруге обращается:

– Слушай, а ты завтра опять пойдешь на свою литургию?

– Ну да, – отвечает жена. – Ты же знаешь, я по воскресеньям всегда хожу.

Он говорит:

– А возьми завтра меня с собой.

– Почему вдруг?

– Знаешь, я тоже хочу стать таким, какой ты оттуда приходишь.

А может быть наоборот. Жена приходит после литургии и начинает мужу разнос давать, кричит: «В огне будешь гореть, безбожник!» – и всё такое. Он тогда говорит: «О, нет! Не хочу быть таким православным, как ты. Хватит нам одной собаки в доме, а то может стать две».

Православие надо не проповедовать словом, а показывать. Православие – это не теоретическая религия, а религия бытия, которая реально изменяет человека и дает ему радость. Православие имеет результат реальный, добрый, хороший. Вот пример. Человек был алкашом. Весь двор от него страдал. Как напьётся – всё, конец всем. И вдруг верующим стал. Прошло три года, люди говорят: «Ого, вот это радость нам! Всем бы стать такими верующими».

Вообще, человек везде проходит через сердце, а не через ум. Если на уровне сердца его сразу оттолкнуть, поставить барьер, ничего потом не докажешь. Поэтому будьте с этими людьми добрыми, скромными.

У нас в храме была одна певчая – мусульманка. И некоторым прихожанам это не нравилось. Они ворчали: «Этот отец Сергий разрешает мусульманке петь литургию в хоре. Ах, какой он безбожник!» Я им говорил: «Ну, давайте потерпим, может она ещё покрестится». Она и покрестилась, и мужа покрестила, они и повенчались потом. Просто мы потерпели. Разве ради такого результата не стоило потерпеть?

А в одной из тюрем, которые я окормляю, тоже был случай. В тюремный храм стал приходить один кришнаит из заключенных. И как-то заключенные-православные подошли ко мне и говорят:
– Отец Сергий, давай выгоним его, чего он ходит к нам, этот кришнаит, со своими индусскими чётками.

– Ну, а как он себя ведёт, – спрашиваю, – не агрессивно же?

Они отвечают:

– Да нет, не агрессивно.

– Так давайте его потерпим просто.

Мы его потерпели, а через полгода он пришёл ко мне, отдал свои кришнаитские бусы и сказал: «Всё, батюшка, давай мне крест, я буду православным».

Ещё пример. Однажды в тюрьме ко мне подошёл один чеченец и стал рассказывать:

– Батюшка, я родился в Чечне, правоверный мусульманин, с детства в мусульманской вере. А сейчас вот нахожусь в русской тюрьме, и мне в камеру попало Евангелие. Я его стал читать, и оно мне так на сердце легло! И теперь я раздваиваюсь. Не могу сказать, что ищу какой-то выгоды, я никогда в жизни никого не боялся. А сейчас просто по сердцу ищу: где же правда.

Я ему тогда сказал:

– Если мы сейчас с тобой будем говорить апологетически: довод – на довод, догмат – на догмат, мы неделю с тобой простоим и ничего не решим. Давай по-другому. Ты же правоверный мусульманин, знаешь Коран, знаешь жизнь Мухаммеда в подробностях.

Он отвечает:

– Да.

– А теперь ты прочитал Евангелие и знаешь жизнь Христа, – говорю ему.

– Да.

– Ну, сравни две личности. Мухаммеда – с его гаремом жен, с войнами… Слишком он земной. И противопоставь Христа – девственника, самого чистого, самого светлого, в котором ни злобы не было, ни корысти никакой. Настолько не было корысти, что Он даже жизнь свою отдал за нас с тобой.

Он сказал:

– Вот это меня и смущает. Всё, больше ничего не надо говорить, я сам всё понял.

Мухаммед относительно Христа очень проигрывает. Даже как личность. Не надо брать целое учение, а просто возьмите одну личность и вторую. Мухаммед слишком земной, а Христос – божественный.

И когда нужно кого-то обратить в христианство, нам следует не догматы церковные использовать, а показывать красоту, доброту нашей религии. Православие надо показывать, но не так, как сказала мне одна бабушка: «У меня такая ревность по Богу, убить готова». И хочется спросить: «А Богу надо, чтобы ты кого-нибудь убила? Богу надо, чтоб ты кого-то привлекла добротой, сердечностью. Пусть даже ту, в короткой юбке. Ты её притяни даже в короткой юбке, а она потом оденет длинную, сама. Потому что она поймёт. У неё мировоззрение поменяется».

Протоиерей Сергий Баранов

МЕНЮ