– Батюшка Сергий, в своей проповеди «Несколько слов о принципах духовной жизни» вы говорите: «Цель молитвы – Сам Христос», то есть нам нужно найти умом Христа и стоять пред Ним. У меня вопрос: каков же этот объект для ума – Христос, чтобы иметь возможность закрепить на нём созерцание своего ума, и каковы признаки наличия переживания стояния Христа в себе?
– Знаете, когда приходят и спрашивают, как можно творить Иисусову молитву, мы говорим, что её нужно держать безвидно, безо́бразно. Люди сначала не понимают, о чём идет речь, как это – безвидно, безо́бразно, что это такое? Если же они всё-таки берут правило Иисусовой молитвы, стараются делать, как им говорят, пребывают в этом правиле, то со временем приходят и сообщают: «Всё, я понял, как это – безвидно и безо́бразно».
Это нужно опытно пережить – как сконцентрировать ум на Христе. Ни в коем случае не нужно представлять образ Христа или стремиться переживать какие-то ощущения. Когда вы научитесь стоять безвидно, безо́бразно в сердце, вы начнёте переживать Христа ещё даже более реально, чем в образе. Потому что Бог – Он же дух. Он не плоть, Он не форма, Он дух. Но этот Дух может переживаться.
Понимаете, когда мы обращаемся к какому-то человеку за советом и начинаем заниматься Иисусовой молитвой, значит, мы доверяем тому, кого спрашиваем. Начинается всё на доверии. А если доверяешь, то перестаёшь испытывать, обдумывать, рассуждать, просто веришь. Это очень важный момент, потому что, пока будут рассуждения, у вас не установится доверие, а значит, вы постоянно будете испытывать. А если ты испытываешь, значит, не доверяешь. У тебя жена пришла с работы, а ты её испытываешь: «Ты на полчаса задержалась. Где ты была? С кем ты была?» Ты испытываешь, ты ей не доверяешь. А если ты ей доверяешь, то даже не спросишь. Так же и в духовной жизни: если ты доверяешь духовнику, у вас происходят отношения очень коротко, без сложных длинных бесед. Всё очень просто: он говорит – ты веришь и просто принимаешь как закон. И, кстати, такие отношения несложные позволяют нам и жить несложно. Наше сердце становится простым. Господь говорит: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Как раз эта детская доверчивость и простота указывают на простоту сердца.