– Присутствует ли элемент гордости, когда ты реагируешь на колкости и насмешки в твой адрес? И как научиться не обращать внимания на это?
– Присутствует ли элемент гордости? Ну, конечно, всегда присутствует, мы же до конца всё равно гордые. Но как из этого выходить? Не нужно анализировать, не нужно отслеживать: где гордость, а где не гордость. Вы не поймёте. Настолько у нас сложно всё переплетено: Божие с тем, на что нас вдохновляет сатана, с нашим собственным и хорошим, и плохим. Настолько всё переплетено, что вы не поймёте. Занимаясь этими анализами, вы просто будете усложнять свой ум, и вам будет всё сложнее и сложнее в себе разобраться, вы будете запутываться и запутываться. Вроде, в благих помыслах, а всё будет сложнее и сложнее, и дела ваши будут хуже и хуже. Поэтому вы просто, в общем, поймите, что наша гордость, наша леность, наша страстность присутствуют всегда.
Надо поменьше об этом думать, лучше заниматься тем, что нам поможет с этим справиться. Занимайтесь молитвой и имейте простой, чистый ум, без анализов, без переживаний «что там, как, куда». По большому счёту, мы не можем выстроить правила нашего спасения. Насколько бы умны мы ни были, каких бы схем ни выстраивали, мы всегда ошибёмся. Правило нашего спасения – это отдать Богу наше спасение, а самим остаться простыми от всех этих сложностей, перипетий нашего разума. Господь говорит: «Не будете, как дети, – не войдёте в Царствие Небесное». Он призывает нас быть простыми, как дети. Дети как живут? Они мало думают. Они живут и радуются каждому дню, а все заботы отдают своим родителям. Мама с папой всё решат. А ребёнок вышел в коротких штанишках с утра на улицу и ходит радуется. Ошибается, падает, прощения просит, и мама с папой его скорректируют. Поэтому не нужно сильно надеяться на то, что вы сами себя спасёте. Вы только больше запутаетесь. А чтобы на Бога надеяться, надо иметь поменьше смущения в своей голове, поменьше помыслов. Чтобы поменьше помыслов было, нужно читать Иисусову молитву и стараться, чтобы ум ваш был чистым, простым, несложным.
Протоиерей Сергий Баранов