— Мы часто слышим о недопустимости привязанности к земному. Но ведь земное — отблеск небесного, и как можно не привязываться к родному дому, храму, родной земле, родным по крови и духу людям? Каково вообще значение привязанности? Ведь нередко привязанность вырастает в истинную любовь, а она нам всем заповедана. Как можно любить и не привязываться? Вообще объяснимо ли это?
— Где грань привязанности? Эту грань можно ощутить только в потере. Если потеряв что-то или кого-то, вы приходите в отчаяние, и вас не радует ни Христос, ни все духовное, значит, вы земное любите больше Христа. А иногда человек, теряя что-то, не просто становится равнодушен ко Христу, а даже входит в конфликт с Ним, перестает доверять Ему — Богу, Чье имя Любовь. Он перестает доверять Ему так, как раньше доверял, когда говорил: «Если Тебе имя Любовь, значит, Ты ничего плохого не можешь сделать; значит, все, что Ты мне даешь, даже скорбь — это в Твоем благом промысле; значит, это Твой сценарий, который я принимаю. Я люблю Тебя, я доверяю Тебе, доверяю без оглядки. То, что Ты мне даешь, значит, это мне и нужно». Нужно понимать, что всякая скорбь ограничена временем, хотя бы границами нашей жизни: умер — и кончилась твоя скорбь. Господь не запрещает любить. Он же говорит: люби ближнего, почитай родителей, люби родину. Просто Он выстраивает приоритеты. Если ты любишь что-то или кого-то больше Бога, значит, у тебя это не совершенно. Значит, ты всегда в жизни будешь встречаться с разочарованиями, с протестом в сторону Бога, когда, не зная Его сценария о тебе, о твоей судьбе, проживая какие-то скорбные страницы этого сценария, ты начинаешь спорить с Богом. Этот спор потом перейдет в равнодушие, а порой — и в ненависть к Богу. Поэтому мы всё любим, но во Христе.
Начало всему — Бог, Который дал тебе любимого человека, любимую работу, увлечения, дал тебе твою родину, твой дом. Все в Его руках. Нельзя привязываться к этому всему больше, чем к Самому Богу, больше, чем к Тому, Кто тебе все это дал. Иногда люди говорят в скорби такие слова: «Бог дал — Бог взял». Но если мы останемся до конца верными Богу, то Он нам потом даст сразу все. В Царстве Небесном мы будем его чадами, соправителями по закону сыновства. Помните, как второй сын обижался на то, как его отец принял блудного сына? Зарезал тельца упитанного, перстень на руку дал, сапоги на ноги. Благополучный второй сын говорит: «Этот блудник пришел — ты ему это все даешь. А я все время с тобой — и ты мне даже козленка не дал». Отец отвечает: «Сынок, ты все время со мной, все мое — твое. А твой брат пропадал и вернулся, и я радуюсь». Нужно искать соединения с Богом, обожения, и в Боге мы будем все иметь сразу и навсегда. А в земном разрезе бытия все временно, все у нас крадет время. Дети наши взрослеют, потом старятся, некоторые матери доживают до преклонных лет, когда видят старыми даже своих детей, а порой и немощными, а некоторые матери видят своих детей, умерших в старости. Все, чего касается время, рассыпается в прах.
Протоиерей Сергий Баранов