Хочу поделиться мыслями, которые возникли при чтении Писания… — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Хочу поделиться мыслями, которые возникли при чтении Писания…

– В послании к Евреям апостол Павел два раза пишет страшные слова:

1) «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Евр.10:26

2) «Ибо невозможно — однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Евр.6:4-6

Интуитивно эти страшные слова сразу находят основание в словах Иисуса Христа о хуле на Духа Святого. Господь говорит о непрощении хулы на Духа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф. 12:31–32).

Я по своим блудным произвольным грехам могу отнести себя по всем критериям под все выше перечисленные слова Писания. Изучив толкования святых отцов на эти места Писания в совокупности, нахожу то, что покаяние все равно имеет место даже для таких, как я, что немного утешает (хотя слова Господа и Духа Святого чрез апостола Павла все равно оставляют место некоторому сомнению). Сразу вспоминается жена Лота, обернувшаяся и погибшая, слова Христа, не помню дословно, о неблагонадежности для Царства людей, взявшихся за плуг и озирающихся назад.
Почему-то на ум приходят падшие существа, которые тоже не прибегают к покаянию, что странно. Они же знают свою вечную участь после Суда, должны знать и о милосердии Творца, тогда весьма логично было бы им измениться. Не потому ли они не изменяются, что это просто невозможно по определенным законам Творца, существование которых можно наблюдать в перечисленных выше цитатах? Знаю, что крайняя степень гордости закрывает желание к исправлению, просто говорю о мыслях, которые родились в пребывании в грехе.

Отсюда вопрос: есть ли примеры людей, к которым можно было бы отнести перечисленные выше цитаты, но которые изменились, действительно покаялись, и Господь принял их в свои обители? Есть ли такие святые?

– Честно скажу: я слабоват в этих вещах. Толковать Евангелие и Апостол для меня сложно. Могу только сказать, что не нужно категоричности. Двигайтесь постепенно от меньшего к большему. Если вы сразу воспримете Евангелие категорично, то вам не поднять эту планку. А примеры, о которых вы спрашиваете, были. Все святые – примеры. В нашей Церкви тысячи святых. И у каждого своя история жизни, своя судьба. Много разных примеров. Есть среди них кающиеся разбойники, и есть те, кто родился в благополучной семье. Кто-то был неверующим, но пришел к вере и стал святым. А вот, например, из какой крайности в какую перешла Мария Египетская! Вообще духовная жизнь – это очень длинный период терпения и долготерпения и стабильности: от меньшего к большему поступательному движению. Никто никогда не стал сразу святым.

Протоиерей Сергий Баранов

МЕНЮ