Если ложь во благо – грех это или нет? — Иверский Орский женский монастырь
Назад

Если ложь во благо – грех это или нет?

– Если ложь во благо – грех это или нет?

– Есть правда Божия и правда человеческая. Правда человеческая, мы к ней относимся как к факту. Вот факт правды есть, и он есть. А правда Божия всегда не как факт, а как результат. Понимаете? Если мы озвучиваем правду как факт, и эта правда кого-то убивает… Если, например, человек в отчаянии находится. Придёт он ко мне на исповедь. Я вижу, что он в отчаянии, может, вообще один шаг до самоубийства – такое отчаяние у него. А я начну ему говорить правду: вот какой ты негодяй, дошёл до такой грани, спился, семью потерял, заблудил, работу потерял… И что? Я, сказав ему правду, совершу большую неправду тем, что я убью его. Он выйдет с такой исповеди и застрелится где-нибудь. И моя правда станет большой неправдой.

Иногда мы все любим так поступать. Особенно у журналистов есть такая отговорка: мы же пишем правду. Но не всегда правду корректно говорить, и не всегда правду говорить прилично. Если какой-то человек действительно грешник, имеет какой-то грех тяжелый, и мы начнём его грех озвучивать на публику?.. Разве мы будем милы в глазах Господа? Мы будем негодяями. Потому что мы обнажаем чужой грех, осуждаем его на весь мир. Тут была бы Божья правда, если бы мы покрыли его грех молчанием и помогли бы ему исправиться. Вот это была бы правда. Правда как результат, а не правда как факт.

То же самое и ложь во благо. Так же бывает: ложь как факт и ложь как результат. Если бы я шёл по улице, а навстречу мне бежал человек с топором и спросил бы: «Куда убежал тот, за кем гонюсь?» Я бы ему показал в другую сторону, я бы соврал, но я бы спас жизнь другому человеку. Вот это как факт была бы неправда, а как результат в очах Божиих – это большое благо. Но здесь, конечно, надо рассуждение иметь. А то сейчас, опираясь на мои слова, можно начать врать каждый день с утра до вечера. Надо всегда поступки с совестью сообразовывать. К примеру, у какой-нибудь девочки будет комплекс, что она некрасивая, и доведет её этот комплекс до грани отчаяния – я же никогда ей не скажу: да, действительно, ты некрасивая. Я ей скажу: ты ничего, ты довольно симпатичная. И спасу её от отчаяния. А то, что она действительно не очень красивая – это второе дело, это вообще неважно. Главное, чтобы результат был хороший.

Протоиерей Сергий Баранов

МЕНЮ